Решение жилищной проблемы является важной задачей для РФ, подтвердил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» экономист Дмитрий Адамидов.
Минстрой РФ собирается создать единый федеральный реестр граждан, которым государство обязано улучшить жилищные условия.
Министерство выделяет средства на решение жилищной проблемы не адресно каждому нуждающемуся, а по заявке федерального субъекта, где содержатся сведения о количестве региональных льготников.
Реестр, как считают в Минстрое РФ, позволит оптимально планировать бюджетные расходы для каждого льготника, предотвращать ошибки и держать под контролем сроки и качество исполнения государственных обязательств.
В реестр планируется включить пострадавших от радиационных аварий, вынужденных переселенцев, выезжающих из районов Крайнего Севера, инвалидов и семей с детьми-инвалидами, ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий.
Список носит широкий характер, а всего в России есть обязательства по предоставлению жилья перед 750 тысячами семей. Они сформированы в рамках государственных и федеральных программ, а в целом по РФ помощи ждут примерно четыре миллиона семей.
Есть даже оценка необходимых капиталовложений: 9 трлн рублей, что примерно равно девяти процентам от российского ВВП.
Жилищная проблема поможет экономике РФ
В разгар «коронакризиса» эксперты и чиновники начали думать о том, что может восстановить экономику РФ. Часто проскальзывала мысль, что решение жилищной проблемы малоимущих может стать одним из драйверов роста народного хозяйства.
У государства есть деньги, строить качественное жиль и инфраструктуру мы умеем, а других направлений для вложения капиталов в РФ нет, поэтому социальные стройки могут помочь российской экономике на переходном этапе.
Тезис соответствует риторике президента РФ Владимира Путина, который несколько раз говорил о необходимости решения жилищной проблемы, а также пристрастию российского госпланирования к большим инфраструктурным проектам.
«Теоретически можно использовать этот инструмент, но у нас имеются практические проблемы. Если мы посмотрим на программу реновации и на программу льготной ипотеки, которая в последний год реализуется в стране, то они соответствуют интересам крупного капитала. В РФ проходит реновация, но ветхое жилье часто остается нетронутым», – констатирует Адамидов.
Программа льготной ипотеки ведет к строительству жилья не в самых удобных местах, которое покупают не те, кто нуждается, а инвесторы, чтобы сберечь деньги. Даже государство, приобретающее жилищные фонды по программе реновации, обычно распределяет его по особым критериям, а, как отмечает Адамидов, не предоставляет его напрямую малоимущим и нуждающимся.
«Мощности есть, в социальном плане это было бы правильным, но есть вопросы по управлению», – заключает Адамидов.
Для того, чтобы предоставить жилье большинству нуждающихся, нужно поменять приоритеты. Тут не может быть речи про зарабатывание денег и коммерческие задачи, а только про решение социальных проблем.
«Что касается предложений Минстроя, то министерству надо обозначить свою роль. Будет написано много правильных слов, но как они будут реализованы? Не надо забывать и про мировые градостроительные тренды, в которых обозначена проблема перенаселенности, когда в крупные центры уходит экономическая активность из сел и малых городов», – резюмирует Адамидов.
Экономической целесообразности здесь нет, а на выходе мы получаем скученность населения вместе с дорогим жильем и ухудшением условий жизни. В семидесятые годы в СССР было доказано, что оптимальный размер города – 50 тысяч человек, а этажность – не выше трех этажей.
«Россия является страной, где можно создать нормальную инфраструктуру, тем более учитывая развитие коммуникационных технологий и удаленной работы. Теперь в таком формате можно обеспечить занятость», – констатирует Адамидов.
Однако такие программы зависят от реализации: на словах-то все они являются правильными.
Одного реестра для решения жилищной проблемы недостаточно
Председатель комитета Государственной думы РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что недостаточно одного реестра для решения жилищной проблемы.
«Можно создавать какие угодно реестры, но в РФ очередь граждан, кому надо предоставить жилье, еле-еле двигается. Проблема касается ветеранов боевых действий, у которых есть две очереди: те, кто встал в нее до 2005 года, называют федеральными очередниками, а те, кто после, – региональными. Деньги на это выделяются, но процесс идет медленно», – заключает Нилов.
Аналогичные проблемы с очередью на получение жилья инвалидами. Много проблем с детьми-сиротами, которым дают жилье, но часто много трудностей с его пригодностью. Есть вопросы по расселению из ветхого жилья.
«Пять лет назад я был Архангельске, и на прием пришли граждане, которые живут в абсолютно непригодном для проживания деревянном жилье. У них на руках огромное количество судебных решений, которые не исполняются», – резюмирует Нилов.
В федеральном бюджете была единая очередь инвалидов и ветеранов, но затем финансирование данных вопросов разделили.
«В РФ существуют льготные категории, имеющие приоритет в получении жилья, есть нуждающиеся, которые стоят в очереди. Все эти люди известны, и их можно свести в единый реестр, но проблема не в базе данных, а в жилых площадях и в возможностях государства предоставить жилье тем, кто на него имеет право», – констатирует Нилов.