18 +
Поиск

Транзит белорусских нефтепродуктов через РФ является политическим решением, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.

Министерство транспорта РФ сообщает, что Москва и Минск 15 февраля заключат соглашение об организации перевалки белорусских нефтепродуктов в российских портах, предполагающее транзит 9,8 млн тонн грузов в 2021-2023 годах.

Разговор идет о российских портах на Балтике, причем в первую очередь об в Усть-Луге. Москва в 2020 году разрешила Минску использовать для строительства белорусского терминала остатки от российского кредита на строительство БелАЭС.

Белорусы собираются транзитировать через РФ мазут, бензин и масло. От Минска соглашение подпишут министр транспорта и коммуникаций Белоруссии Алексей Авраменко, а от Москвы – министр транспорта РФ Виталий Савельев.

Озвучена позиция российских терминалов: они предоставят скидки Белоруссии в случае заключения долгосрочных контрактов. Это и является основным камнем преткновения в данном сотрудничестве, потому что нет понимания по срокам.

«Концепция перевалки белорусских нефтепродуктов в российских портах появляется во время каждого кризиса внутри Белоруссии или в рамках отношений Москвы и Минска. Перед нами привычная коллизия, и она имеет политическое происхождение, а что касается экономики, то проведено немало исследований, которые не показали наличие преимуществ», - заключает Белогорьев.

Минск пошел по этому пути вследствие вмешательства литовской стороны в белорусские внутренние дела после выборов 8 августа 2020 года. До ситуации с Тихановской и поддержанными Литвой белорусскими протестами между Вильнюсом и Минском проблем не было.

15 декабря 2020 года британская дочка «Белорусской нефтяной компании» (БНК) BNK (UK) Limited приостановила перевалку через Клайпедский порт, после чего стартовали переговоры Москвы и Минска, которые должны закончиться подписанием соглашения.

Еще БНК отказалась продлевать долгосрочный контракт с литовской железнодорожной компанией LTG Cargo, перевозившей белорусские нефтепродукты в Клайпедский порт. Действие контракта истекло 31 декабря, и теперь белорусские грузы будут перевозиться по потребности БНК и без всяких обязательств. Договоренности по январю были ограничены 70 тысячами тонн.

Однако это не гарантирует, что те 4-5 млн тонн в год белорусских нефтепродуктов, которые шли через Клайпеду, пойдут через Усть-Лугу.

«Для Белоруссии значительно эффективней использовать отработанные логистические маршруты через прибалтийские страны. Это дешевле с точки зрения транспортировки, а кроме того в Прибалтике существуют готовые мощности», - резюмирует Белогорьев.

Экономических причин для белорусского отказа от данной линии нет. В решении превалирует политика, а это ненадежная материя, особенно в случае Минска и любви белорусского руководства к поиску наивыгодных решений.

«Российский маршрут будет конкурентоспособен только в случае предоставления льгот как по железнодорожному тарифу, так и по стоимости перевалки в портах. Для российских компаний предоставление льгот обесценивает перевалку и транспортировку белорусских грузов, а тогда маржинальность сотрудничества будет либо нулевой, либо очень низкой», - констатирует Белогорьев.

От экономики в таких ситуациях никуда не уйдешь: не просто так Белоруссия потребовала транзитных льгот от России.

«Сначала озвучивание, а затем реализация данного соглашения являются следствием белорусского кризиса и попыток придать содержание российско-белорусским отношениям. Белоруссия не в первый раз достает эту идею: она является одной из ключевой на переговорах с РФ, но российским портам нужны гарантии долгосрочного транзита», - заключает Белогорьев.

Тогда тут будет экономический смысл, а в строительство мощностей, включая нефтепродуктопровод, можно будет вкладывать деньги. Только цифра должна начинаться от 4 млн тонн белорусских нефтепродуктов в год в течение пяти лет.

«Белоруссия таких гарантий дать не готова, поэтому продолжат идти отдельные партии, но о цифре в 3-5 млн тонн перевалки через российские порты говорить говорить пока не приходится», - резюмирует Белогорьев.

Многое будет зависит от сути соглашения, которое подпишут 15 февраля, и будут ли в нем обязывающие Минск условия.

«Есть сомнения, что литовцы запретят или прекратят перевалку через Клайпеду белорусских нефтепродуктов. Остановка является решением БНК, а не Литвы или ЕС. Одно дело литовское давление на БелАЭ, а другое – на взаимовыгодные поставки нефтепродуктов в Евросоюз. Там никто не пойдет на запрет транспортировки белорусских нефтепродуктов», - резюмирует Белогорьев.

Стороны будут ожидать изменений информационного фона, хотя политическая конъюнктура между Минском и ЕС сегодня плохая.

Что касается литовской стороны, то без белорусских грузов, а это не только нефтепродукты, Клайпедский прикажет долго жить. Грузооборот этого объекта составляет 40 млн тонн, из них 8 млн тонн приходится на белорусские калийные удобрения, а 4-5 млн тонн на нефтепродукты.