Развитие порта в Усть-Луге обезопасит Россию от шантажа Прибалтики и Украины
Федеральное агентство новостей  /  Степан Яцко

Транспортные проекты в Усть-Луге помогут России в ближайшей перспективе полностью отказаться от транзита через Украину, рассказал ФБА «Экономика сегодня» руководитель Центра политэкономических исследований Института глобализации и социальных движений, экономист Василий Колташов.

Россия снизит транзит через Украину

Администрация морских портов Украины (АМПУ) обнародовала официальную статистику грузооборота за январь 2021 года. Пять крупнейших портов Украины по итогам января сократили транзит руды в 16 раз по сравнению с прошлым годом.

По данным «ПолитПазл», общий товарооборот Украины за первый месяц этого года упал на 22,9%. Сейчас поставки равны 9,35 млн тонн. Самое существенное сокращение отметили в гавани Черноморск – 38,2%, далее следует Николаев – 24,3%, Южный – 19,6%. В портах Одессы и Мариуполя эти показатели находятся на уровне в 15,5% и 4,5% соответственно.

«Российский транзит через Украину по всем направлениям снижается на фоне взаимного недоверия. Вопреки правилам Всемирной торговой организации (ВТО), украинская сторона активно вводит экономические санкции, поэтому безопасность поставок выходит на первый план», – пояснил Колташов.

Причиной возникшей просадки стало резкое снижение объемов транспортировки отечественной руды. Российская компания «Металлоинвест» с Михайловского горно-обогатительного комбината отказалась от поставок через Южный порт в Одесской области. Все сырье теперь проходит через терминал «Ультрамар» в Усть-Луге, который начал функционировать в октябре 2020 года в Ленинградской области.

«Любая российская компания, которая поставляет товары через Украину, рискует оказаться в убытке. Киевские политики в любой момент могут запретить транзит через их территории.

Подобная тенденция прослеживается с 2014 года. На фоне украинской нестабильности Россия приняла решение использовать собственные терминалы. Порты, с которыми мы работали до 2000 года, стали небезопасны», – рассказал Колташов.  

Руководитель Центра политэкономических исследований Института глобализации и социальных движений, экономист Василий Колташов
Федеральное агентство новостей / Степан Яцко

В среднем грузооборот украинских портов снизился на 26%. Объемы экспорта зерна на фоне неблагоприятных погодных условий и задержек со сбором зерновых уменьшились на 42%.

Импорт коксующегося угля на Украине обвалился более чем в пять раз. Это объясняется логистическими проблемами на мировом рынке и закрытием основных угольных портов в Австралии из-за пандемии. Помимо этого, перевалка импортных контейнеров из-за сокращения импорта легковых автомобилей и других товаров уменьшилась на 15%.

Новый проект обезопасит грузоперевозки из РФ

В России начали реализацию нового транспортного проекта LUGAPORT, который имеет стратегическое значение для страны. Морской порт построят в Ленинградской области. Логистический комплекс в Усть-Луге даст России возможность полностью отказаться от услуг прибалтийских портов.

«Современные экономичные и перспективные порты в Ленинградской области, на юге и Дальнем востоке, будут забирать товарные потоки на себя. Новые маршруты оказались более выгодны и надежны, поэтому необходимость использовать для транзита Прибалтику и Украину фактически равна нулю», – резюмирует Колташов.  

Новый портовый терминал в Усть-Луге принесет неприятности Прибалтике, так как компании из Латвии, Литвы и Эстонии будут вынуждены искать новых клиентов для осуществления перевалки грузов через свои терминалы.

«Прибалтийские порты могли бы прийти в упадок гораздо раньше, если бы они не использовались Россией. Вхождение этих стран в состав СССР обеспечивало им развитие морских перевозок. Прекращение российского транзита через эти территории будет означать полный упадок портовой индустрии прибалтов», – констатирует Колташов.  

Новый портовый терминал в Усть-Луге станет неприятной новостью для Прибалтики
Федеральное агентство новостей / Степан Яцко

Крупный российский морской порт начнет работу в 2024 году, что, свою очередь, позволит российским и белорусским компаниям подготовиться к реализации стратегии по переориентации торговых потоков.

«Запуск нового проекта LUGAPORT поможет РФ полностью отказаться от транзита через Прибалтику и Украину. Белоруссия сможет направлять грузовые потоки через российский порт в обход Литвы, что станет наиболее актуальной поддержкой со стороны России», – заключил Колташов.   

Экономист считает, что Россия сможет полностью отказаться от прибалтийских и украинских портов, обеспечив независимость и надежность своих грузоперевозок. Поток товаров евразийского происхождения будет сокращаться. Зарубежные терминалы, через которые проходил российский транзит, постепенно утратят свою значимость.