Позитивная риторика Науседы по России говорит о смене тренда в европейской политике, отметил ФБА «Экономика сегодня» старший научный сотрудник Центра европейских исследований Владимир Оленченко.
Президент Литвы Гитанас Науседа полагает, что Вильнюсу надо сохранить диалог с Москвой. Науседа получил верительные грамоты от нового российского посла в Литве Алексея Исакова и провел с ним беседу длиной в 45 минут.
В 2020 году послов поменяли как Россия, так и Литва. В мае литовским послом в РФ стал Эйтвидас Баярунас, который с 2005 по 2008 год был генеральным консулом в Санкт-Петербурге. После назначения Баярунас отметил, что должность посла в РФ является одним из важнейших постов в литовской дипломатии, а своей целью назвал улучшение отношений Москвы и Вильнюса.
Литовский дипломат считает, что России и Литве нужно отходить от холодка в отношениях и развивать связи в сферах торговли, просвещения и культуры, но это дипломатическая риторика: в реальности российско-литовский диалог продолжает деградировать.
Науседа противоречит политике Литвы по России
Проблемой остается внешнеполитический курс Литвы, которая наряду с Польшей пытается быть глашатаем политики США по России и Восточной Европе. Данная линия не приносит Вильнюсу дивидендов, но довела наши отношения до низшей точки.
Вторым моментом является экономический курс Литвы. В Вильнюсе провозгласили борьбу с энергозависимостью от России, пусть даже в реальности такая политика снижает конкурентоспособность литовской экономики. СПГ-терминал в Клайпеде существует за счет гарантий Вильнюса, который вынуждает национальные компании закупать данное сырье. Аналогичная ситуация с электричеством.
Планы Литвы выйти из БРЭЛЛ коррелируют с интересами третьих государств. Энергокабель из Швеции NordBalt доставляет в Литву дорогую шведскую электрогенерацию, а новый проект Harmony Link профинансирует производство электричества в Польше.
Энергобезопасности и конкурентоспособности у литовской экономики все это убавит, но для Вильнюса главное – борьба с РФ, и именно на таком фоне Науседа пошел на смену риторики. Показательно и то, что это произошло перед саммитом глав МИД в Брюсселе.
«Литва предприняла усилия вписаться в корректировку курса ЕС на нормализацию отношений с РФ. Запрос существует со стороны как Москвы, так и Брюсселя: данная тема находится в фокусе внимания европейской общественности», – заключает Оленченко.
В том, чтобы отношения России и ЕС окончательно не деградировали, многое зависит от усилий европейского политикума.
В отношениях РФ и ЕС возник тренд на улучшение
«В Евросоюзе неодинаковые подходы к отношениям с РФ из-за неоднородности данного объединения. Взвешенная и солидная политика стран – учредителей ЕС – Франции, Италии, Германии, Бенилюкса, – и стран призыва восьмидесятых годов – Испании, Португалии и Греции, – позволяет нам рассчитывать на отрезвление линии Брюсселя по РФ», – констатирует Оленченко.
Ключевым моментом станет встреча министров иностранных дел государств – членов ЕС, которая состоится 22 февраля.
«Разговор Науседы с российским послом является отражением линии ЕС на нормализацию отношений с РФ. Прибалтийские государства боятся оказаться на обочине европейской политики по отношениям с Москвой», – резюмирует Оленченко.
Литовцы показали европейским партнерам, что они готовы поддерживать нормальные отношения с РФ, с пониманием относятся к трудностям в Европе и готовы играть позитивную роль в необходимой всем нормализации геополитической ситуации.
«Мне кажется, что такой подтекст у данной риторики Науседы. Если рассмотреть вопрос иначе, то не останется поводов для таких заявлений. Отношения у нас отвратительные, причем по вине литовской, а не российской стороны. Литовцы продолжают нагнетать недоброжелательность и конфликтность, но также они не хотят оказаться вне улучшения отношений РФ и ЕС», – заключает Оленченко.
Литовцы стараются держать нос по ветру, так что ЕС может снизить градус истерии в отношениях с Россией. После заявления Лаврова многие в Брюсселе поняли, что перегнули палку, из-за чего сформировалась готовность к смягчению линии.
«Евросоюз исчерпал потенциал негатива в отношениях с Россией, а в Брюсселе сформировалось понимание, что это тупик. Путей движения по негативному треку у европейцев не остается», – констатирует Оленченко.
Поведение небольших стран вроде Литвы, не являющихся основными участниками ЕС, отражает идеи, которые намечаются в Брюсселе, однако вместе с этим не стоит преувеличивать важность встречи 22 февраля.
После событий с «берлинским пациентом» и заявления Лаврова важность саммита многими экспертами гипертрофируется.
«В Брюсселе состоится не внеочередная встреча глав МИД, и она не будет зациклена на российско-европейских отношениях. В ЕС нарастают настроения деэскалации конфликтной ситуации с Россией», – резюмирует Оленченко.
Именно так надо охарактеризовать визит в Москву министра иностранных дел Финляндии Пекки Хаависто.
«Прибалты часто подсматривают за поведением старших и более солидных партнеров по ЕС. Науседа отличается более высокой прозорливостью, чем его соседи по Прибалтике, и быстрее реагирует на новые тренды», – заключает Оленченко.