Россия продолжит последовательную борьбу за справедливую уплату налогов резидентами, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» председатель комитета Государственной думы РФ по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
Россия продолжит последовательную борьбу за справедливую уплату налогов резидентами, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» председатель комитета Государственной думы РФ по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
Заместитель министра финансов Алексей Сазанов заявил, что его ведомство может начать переговоры о пересмотре налогового соглашения с Швейцарией. Ранее данные переговоры прошли с Люксембургом, Кипром, Мальтой и продолжаются с Нидерландами.
В марте 2020 года президент РФ Владимир Путин поручил обложить налогом в 15% доходы в виде дивидендов и процентов, которые переводятся из РФ на счета за рубежом. Это потребовало корректировки соглашений с другими странами по избежанию двойного налогообложения.
«По итогам текущего года можно будет сказать о количественном результате данной политики, но навскидку благодаря этим решениям мы должны получить несколько миллиардов долларов в федеральный бюджет», - констатирует Аксаков.
В данной истории существуют как политические причины, так и экономические. Отношения РФ и Запада ухудшаются, поэтому Москва усиливает свою финансово-экономическую безопасность. Вторым моментом является сама ситуация с офшорами, куда уходят капиталы из России для того, чтобы избежать двойного налогообложения. Это давно вызывает масштабную критику Правительства РФ.
В 2020 году Россия сделала первые шаги в борьбе с офшорами и выровняла налоговые режимы с Люксембургом, Кипром и Мальтой.
«Мы будем идти поэтапно по всем странам, где есть особые режимы налогообложения и соглашения с РФ о двойном налогообложении. В этом вопросе нужно действовать последовательно и обеспечить справедливое распределение доходов тех, кто работает в нашей стране, а пытается платить налоги в других местах, пользуясь благоприятными налоговыми ставками», - заключает Аксаков.
Эксперт Центра политических технологий, кандидат экономических наук Никита Масленников в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» заметил, что в данной стратегии РФ заложен не только политический компонент, но и прямой экономический смысл.
«Решения финансовых властей РФ находятся в общемировом тренде. История началась в 2015 году, когда был принят первый план Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по размыванию налоговой базы по налогу на прибыль и выведению его в другие юрисдикции. После этого были согласованы другие значимые международные документы», - резюмирует Масленников.
РФ присоединилась к данным конвенциям, поэтому мы не ведем по офшорному вопросу одностороннюю политику.
«Действия России укладываются в международную тенденцию, которая заключается в ослаблении офшорных юрисдикций с точки зрения привлекательности по уходу от выплат по налогу на прибыль», - констатирует Масленников.
Российская политика базируется на тех обязательствах, которые приняла на себя Москва, и на системе международного сотрудничества.
«Пришло время пересматривать те налоговые соглашения, пользующиеся наибольшей популярностью у российского бизнеса. Теперь дело дошло до Швейцарии, пусть с точки зрения потока средств это не самая главная юрисдикция», - заключает Масленников.
За Швейцарию мы взялись вследствие общей линии, а не потому что это серьезное направление по уходу от российского налога прибыль. Однако есть момент пассивных доходов от офшорной деятельности, которые часто аккумулируются в банках Швейцарии.
«С точки зрения финансовой отдачи от данных решений преждевременно делать выводы пока не пройдет 2021 год, но у Минфина были расчеты на трехлетку, позволяющие рассчитывать на не менее чем 150 млрд рублей», - резюмирует Масленников.
Существуют большие оценки, но это усредненная цифра поступивших в Госдуму РФ документов по трехлетнему бюджету на 2021-2023 годы.
«По данным Минфина РФ и Федеральной налоговой службы (ФНС) несколько десятков юрисдикций либо заявили о намерении провести такие переговоры с РФ, либо с ними переговорный процесс уже начался. Впереди долгая история, а конечный эффект мы сможем оценить только по итогам 2021 года, хотя ожидания от нее уже обозначены», - констатирует Масленников.
Применительно к цифрам федерального бюджета РФ 150 млрд рублей являются не самой большой суммой, но это те деньги, которые на дороге не валяются. События 2014-2020 годов хорошо научили российских экономических акторов считать деньги.
«Соглашения реализуются, конвенции работают, переговоры идут, а дальше нам нужно будет подумать о налогах на цифровую деятельность, а международное взаимодействие по данному вопросу является магистральным направлением. Санкции-санкциями, но европейские страны не забывают про экономическую координацию с РФ», - заключает Масленников.
Таким образом, серьезных проблем на этом направлении применения усилий у России не будет.