Биометрия надежна и удобна, однако у биометрических методов есть существенный недостаток, рассказал ФБА «Экономика сегодня» директор Центра IТ-исследований и экспертизы РАНХиГС Михаил Брауде-Золотарев.
Единую биометрическую систему (ЕБС) проработали и запустили в июне 2018 года. Инициаторами ее создания стали Центробанк и непосредственно Минцифры. Сейчас в ЕБС числятся данные лишь 164 тыс. человек и, по мнению эксперта, этот факт легко объяснить.
«Люди не слишком доверяют подобным технологиям. Вполне вероятно, для этого есть основания, - отмечает Михаил Брауде-Золотарёв, - Биометрия, с одной стороны, очень удобный и технологичный способ, поскольку она всегда с нами. Казалось бы, надежнее ничего придумать нельзя. С другой стороны, у биометрических методов есть недостаток, который невозможно устранить. Если однажды биометрическая система была взломана, и параметры какого-то человека утекли, он больше воспользоваться ими не сможет. Точнее, он сможет, но появляется риск, что ими сможет также воспользоваться и кто-то другой. Соответственно, такие системы должны быть хорошо защищены».
Однако, по мнению эксперта, варианты решения проблемы есть и уже используются.
Для сбора биометрических данных подключат МФЦ
В течение двух лет Минцифры предполагает увеличить число записей в Единой биометрической системе (ЕБС) с текущих 164 тыс. до 70 млн. Для ускорения наполнения ЕБС правительство намеревается стимулировать россиян передавать биометрические данные в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг (МФЦ). Кроме того, планируется задействовать специальное мобильное приложение, которое разрабатывает оператор ЕБС.
Сдача таких данных должна быть добровольной и, конечно же, биометрия не должна влиять на доступность той или иной услуги.
«Если обусловить получение каких бы то ни было услуг — государственных либо в частном секторе — биометрическими параметрами, то соответствующий процент в ЕБС мог бы быть довольно большим. В то же время было бы неправильно применять любые меры принуждения к использованию биометрии, пусть даже косвенные», - подчеркивает Михаил Брауде-Золотарев.
В свою очередь замглавы Минцифры России Олег Качанов, заверил, что сбор биометрических данных не повлияет на доступ к госуслугам. Получить помощь на Едином портале госуслуг по-прежнему будет возможно после авторизации с помощью логина и пароля. Однако, если пользователь этого захочет, в качестве дополнительного фактора защиты можно также использовать биометрические данные.
Зачем нужны «пальчики»?
На данном этапе развития биометрия ускоряет получение разнообразных финансовых, коммерческих и государственных услуг в электронном виде, а также позволяет оплачивать их с помощью лица. Впоследствии планируют также использовать биометрию при идентификации пассажиров аэропортов. Ожидается, что при текущих темпах внедрения технологий к 2024 году около 12 российских аэропортов будут пользоваться биометрией. В Минцифры прогнозируют, что к 2030 году доля пассажиров, обслуживаемых в российских аэропортах с использованием данных из ЕБС, достигнет 30%.
Кроме того, ожидается усложнение использования биометрических данных в целях безопасности.
«Отпечатки пальцев, радужная оболочка глаза и прочие, привязанные к телу параметры, "выдаются" природой нам при рождении и остаются с нами на всю жизнь, поэтому их компрометация критична, - подчеркивает Михаил Брауде-Золотарёв. - Биометрические данные человека разнообразны, но можно менять скомпрометированные параметры на новые, а также использовать не отдельные данные, а их совокупность».
В то же время мы понимаем, что сколько бы государство ни вложило средств и усилий в защиту, безусловно, на 100 процентов защищенных систем не бывает. Риски довольно велики, поэтому складывать все яйца в одну корзину и строить слишком многое, опираясь на метод биометрической идентификации, пока рановато. Биометрия должна дополнять имеющиеся методы идентификации, а не быть единственным из них.