Стратегия Минсельхоза по зерновому рынку способна усугубить ценовую ситуацию
ФБА «Экономика сегодня»  / 

Планы Минсельхоза РФ отказаться от регулирования зернового рынка, как только ситуация стабилизируется, чреваты негативными последствиями, рассказал ФБА «Экономика сегодня» проректор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов.

Регулирование зернового рынка может прекратиться сразу после того, как ситуация на нем изменится и стабилизируется. Как заявил глава Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Дмитрий Патрушев в ходе встречи с депутатами комитета Государственной думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, «власти готовы рассмотреть другие подходы к регулированию этого рынка, в том числе исключая какое-либо вмешательство».

Министр добавил, что ранее введенные экспортные пошлины на зерно правительство утвердило на фоне ускорившегося роста цен на мировом рынке. Механизмы, используемые властями, направлены на коррекцию стоимости сырья на российском рынке и цен на социально значимые продукты.

Контроль рынков предотвратит новый рост цен

Экономист Александр Сафонов считает, что отказ от регулирования может стать очередным неразумным решением профильных властей. Ситуация, которая сейчас происходит на внутреннем рынке, в экспертном сообществе сравнили с главной социально-экономической проблемой 2020-2021 годов.

В результате стремления игроков к удовлетворению завышенных финансовых потребностей потребители столкнулись с резким скачком цен. Подорожали не только продукты, производимые из зерновых, но подсолнечные и масложировые.

Министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев
government.ru / Правительство России

«Взрыв цен на сельскохозяйственную продукцию в том числе обусловлен внешней конъюнктурой, а также соотношением рубля к доллару США. Ровно та же история повторяется сегодня бензином, когда соотношение цен на внутреннем рынке менее выгодно для производителей, чем стоимость продукции на внешнем рынке.

Это, естественно, привело к тому, что производители все больше стремятся экспортировать продукцию за рубеж по выгодным ценам. Если возникают какие-то ограничения со стороны государства, то производители стараются заработать дополнительную маржу за счет повышения цен внутри страны. Но мне кажется, что желание Минсельхоза прекратить регулирование – неправильное решение, которое вызовет негативные последствия», – объясняет эксперт.

В данном случае под ограничениями подразумеваются экспортная пошлина на пшеницу, которая действует с 15 февраля 2021 года. Ее размер изменился 1 марта до 50 евро за тонну. Кроме того, с 15 марта текущего года власти ввели вывозные пошлины на ячмень и кукурузу в размере 10 и 25 евро за тонну соответственно.

Речь идет о поставках в пределах тарифной квоты, измеряемой в 17,5 млн тонн. При этом экспорт зерновых в объемах, превышающих установленные показатели, облагается пошлиной в 50% от таможенной стоимости продукции, но не менее 100 евро за тонну. Решение распространяется на продукцию, вывозимую из России за пределы Таможенного союза.

В России зафиксирован рост цен на социально значимые продукты
ФБА «Экономика сегодня» /

Согласно данным Россельхознадзора, объем экспорта зерна в 2020 году по сравнению с показателями 2019 года рекордно вырос на 20%. В декабре прошлого года российским производителям, как сообщает ФГИС «Аргус-Фито», удалось реализовать 57,5 млн тонн. Основной объем пришелся на пшеницу и составил 38,3 млн тонн, при этом было экспортировано 6,1 млн тонн ячменя, 3,7 млн тонн кукурузы, 1,4 млн тонн подсолнечника. Чаще всего российское продовольствие приобретали Китай с долей в 13%, а также Турция (10%) и Казахстан (7%).

Рекордный экспорт в Минсельхозе России связывают с высокими темпами развития отечественного аграрно-промышленного комплекса, которые ускорились, не зависимо от пандемии коронавирусной инфекции и неблагоприятных погодных условий. Данные Россельхознадзора также указывают на увеличение объемов экспорта в Египет, Иран, Турцию, Бангладеш и Аравию.

Турция выступила ключевым импортером и закупила с начала 2020 года практически 11,3 млн тонн зерновой продукции. Это самый высокий показатель по поставкам в Турцию зерна за все время отправок продукции из России.

Регуляторам нужно выбрать основной инструмент

В дополнение к установленным требованиям в начале июня текущего года запустится механизм плавающей пошлины. Его действие предполагает ввод пошлины на экспорт пшеницы из Российской Федерации в размере 70% от разницы биржевой стоимости и цены контракта при стоимости на бирже в 200 долларов США за тонну.

«Основной вопрос сейчас касается наличия эффективных государственных инструментов управления, которые позволяли бы сдерживать дальнейший рост цен внутри страны. Конечно, прежде всего такими инструментами станут квоты на вывоз продукции за пределы Российской Федерации.

В принципе это задача государства, выполнить которую нужно в рамках рационального управления отечественными ресурсами. Властям необходимо сохранять возможности контроля за внутренними ценами. В противном случае на рынке возникнут проблемы, связанные с отсутствием компенсации ценового всплеска ростом заработной платы граждан», – добавил экономист.

Проректор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов
Prt Scr youtube.com / Новости на Первом канале

Александр Сафонов пояснил, что у регуляторов есть другой инструмент воздействия, который позволил бы предотвратить очередное повышение стоимости той или иной продукции. Речь идет об изменении средней заработной платы населения через увеличение показателя МРОТ. Однако применение такого механизма не только затруднительно, уточняет экономист, но и способно вызвать негативные последствия.

Сейчас страна не обладает достаточными объемами зерна, излишки которого можно было бы «выбросить» на рынок для выравнивания цен. Поэтому до получения нового урожая ведомствам проще пересмотреть политику отслеживания ситуации на внутреннем и внешнем рынках и проработать стратегию квотирования.