Опыт корректировки демпфера поможет в борьбе за цены на авиабилеты
wikipedia.org  /  Pavel Adzhigildaev / CC BY-SA 3.0

При повышении цен на авиабилеты на помощь придет государство, отметил ФБА «Экономика сегодня» экономист Дмитрий Адамидов.

В большинстве российских аэропортов стоимость керосина выросла на 6-9%, что отразится на ценах на авиабилеты. Перед нами первый скачок стоимости авиатоплива в 2021 году, однако в начале лета страну ждет еще одно традиционное подорожание.

Ситуация на топливном рынке РФ остается нестабильной, на нее влияет рост мировых цен на нефть. В Европе и СНГ цены на авиатопливо, как сообщают «Известия», выросли в среднемесячном расчете на 12%, а в среднегодовом – на 33%.

Авиакеросин дорожает тогда, когда происходит рост объема авиаперевозок. Там сегодня наблюдается возвращение к уровню начала 2020 года, но это не касается стоимости билетов, низкая цена которых остается драйвером роста пассажиропотока.

Проблемы авиакомпаний увеличиваются: растет разница расходов и доходов, на ситуацию давит валютный курс и подорожание авиакеросина. Аэропорты отменяют антикризисные меры поддержки авиаперевозчиков и аннулируют различные скидки.

Стоимость цен на нефть продолжает расти
Федеральное агентство новостей /

Авиаперевозки поддерживаются государством

«Повышение цен на авиаперевозки обусловлено платежеспособным спросом. Если он есть, то цена продолжат повышаться, и неважно, растет стоимость авиационного керосина или нет. Если платежеспособного спроса нет, то повышения цен на авиаперевозки не будет, а компании продолжат ждать лучших времен на низком уровне», – констатирует Адамидов.

Что касается регуляторных возможностей, то государство продолжает дотировать российскую авиационную отрасль.

«Государство платит ковидные компенсации, помогает в керосиновых историях – были такие прецеденты. В конечном счете «Аэрофлот» является государственной компанией и получает займы от банков с госучастием. Проблема в том, что такая политика не упорядочена, а государство каждый раз вмешивается в данный вопрос в ручном режиме», – резюмирует Адамидов.

На рынке авиаперевозок нет четких правил, что усложняет жизнь: непонятно, кому дадут помощь, на каких условиях и в каком объеме.

Экономист Дмитрий Адамидов
ФБА «Экономика сегодня» /

«Было бы правильно, если бы государство изменило схему регулирования отрасли, но пока в Москве на это не готовы, поэтому сначала цены на билеты вырастут, пассажиры возмутятся, а затем уже на это отреагируют. Через месяц мы получим кучу инфоповодов на данную тему, а пока все будут ждать, как продолжат развиваться события», – заключает Адамидов.

Авиакомпании в феврале просили понизить планку демпфера на авиакеросин с 48,3 тысячи рублей за тонну до 40 тысяч с последующей индексацией в 2022-2024 годах, чтобы снизить издержки находящейся в непростом положении отрасли.

Авиакомпании получают вычетов в 2,8 тысячи рублей на тонну, и Минтранс РФ не согласился увеличить объем госсубсидий. Авиакеросину пока не грозит повышение демпфера, как это случится с 1 мая 2021 года с бензином и дизельным топливом.

Бензиновый демпфер решает другие задачи

Младший научный сотрудник Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Андрей Гордеев в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» оценил решение по корректировке топливного демпфера в России.

Младший научный сотрудник Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Андрей Гордеев
nifi.ru / Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский финансовый институт»

«На топливном рынке РФ сохраняется нерентабельность. Внешняя конъюнктура выросла, и здесь одно связано с другим. Мировые цены транслируются в розничную цепочку, вызывая там рост. Реформой демпфера будет скорректирована условная цена, которую сравнивают с экспортной ценой. Разница затем выплачивается топливным компаниям», – констатирует Гордеев.

Демпфер работает на основе госфинансирования упущенной выгоды при сравнении внутренних и внешних поставок. Если цена в России ниже, то убытки нефтяным компаниям компенсирует государство. Если же ситуация обратная, как в прошлом году, когда демпфер был отрицательным, то нефтяные компании платят повышенную фискальную нагрузку в бюджет.

«В 2021 году ситуация поменялась. В январе нефтяным компаниям стали компенсировать убытки по бензину – дизель тогда еще был отрицательным, а в феврале – уже по обоим видам топлива, но нефтяников такая ситуация не устраивает. Односторонне они поднять розничные цены не могут: за вопросом следит ФАС и ограничивает рост уровнем инфляции», – резюмирует Гордеев.

Инфляция по итогам 2021 года будет в районе 5%, и это сразу поднимает вопрос по корректировке демпфера в РФ.

Корректировка демпфера сделает розничные продажи бензина выгодными
ФБА «Экономика сегодня» . /

«Индексация демпфера заложена в 5% в год, ее хотели уравнять с инфляцией, потому что в последние годы она была в России ниже этого показателя. Корректировка позволит остановить рост цен на внутреннем рынке. Цена на нефть в России выросла, спрос на топливо тоже растет – в стране снимаются ограничения, связанные с пандемией», – заключает Гордеев.

Еще в апреле-мае в РФ проводятся ремонты на нефтеперерабатывающих заводах, что также уменьшает предложение и ведет к росту цен. Корректировка демпфера остановит данный процесс и позволит независимой рознице выйти из минуса, иначе мы лишимся части независимых заправок.