Подсолнечный демпфер не эффективен без контроля розничной торговли
ФБА «Экономика сегодня»  / 

Меры по ограничению роста цен на сахар и подсолнечное масло должны быть обращены не только к производителю, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» экономист, кандидат экономических наук Михаил Беляев.

Подсолнечное масло является жаркой темой в России
ФБА «Экономика сегодня»  / 

Правительство РФ продолжает борьбу за цены

Министр экономического развития РФ Максим Решетников заявил, что ведомства проводят дополнительный анализ цен на сахар и подсолнечное масло и мер по сдерживанию их роста на фоне повышения котировок на внешнем рынке.

Мировые цены на продовольствие растут. Есть стабилизация по пшенице, но сахар и подсолнечное масло подорожали на 30%. Если говорить конкретно, то сахар с начала 2021 года вырос на 30,4%, а подсолнечное масло – на 31,1%.

Экономические власти собираются провести анализ позиций, а в фокусе внимания находится подсолнечное масло. Есть вариант с введением демпфера ради сохранения внутренних цен на данный товар, а есть предложение применить субсидии производителям.

Решетников подтвердил, что соглашение по фиксированным ценам на подсолнечное масло, действующее с 17 декабря 2020 года по 1 апреля 2021 года, продлевать не будут, а изберут другой способ поддержания ценообразования в РФ.

Министр экономического развития РФ Максим Решетников
Агентство городских новостей Москва  / Сергей Киселев

Проблема стала носить государственный характер после того, как осенью выросли розничные цены на сахар и подсолнечное масло. Сахар вырос на 71,5%, а подсолнечное масло – на 23,8%, после чего на ситуацию отреагировал президент РФ Владимир Путин.

Были подписаны два соглашения между государством, производителями и ретейлерами по фиксации цен на сахар и подсолнечное масло, которые вызвали бурное обсуждение из-за того, что они обернулись убытками у одних экономических агентов и прибылью у других.

Демпфер применяется в нефтяной отрасли РФ, а что касается субсидий, то это стандартный механизм регулирования дел в агропромышленном комплексе.

Проблемой является то, что на дворе «коронакризис» и волатильность на сырьевых рынках. В РФ внутренние цены всегда ниже внешних, из-за чего экспортеры норовят как можно больше товара продать за пределы государства. Продажи внутри страны начинают воспринимаются ими как упущенная выгода, что автоматически ведет к повышению оптовых цен.

Осенью цены на сахар в России выросли на 71,5%
ТАСС  / Кирилл Кухмарь

Демпфер уравнивает внешний и внутренний рынки

«В РФ не уникальная ситуация. Товарные цены на внешнем рынке могут расти и оказывать влияние на внутренние цены. Система с демпфером похожа на практику бензинового рынка, призванную уравнять цены для продавца, который может торговать как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Продавец всегда склоняется в сторону того рынка, где более высокие цены», – заключает Беляев.

Демпфер искусственным путем уравнивает ценовые предложения внешнего и внутреннего рынков, после чего производителю товара становится безразличным, где его продавать: внутри страны или на рынке, расположенном за ее пределами.

«С помощью демпфера элиминируется привлекательность внешнего рынка, сохраняется предложение внутри страны и уменьшаются стимулы для повышения внутренних цен. Разрешается дисбаланс спроса и предложения и стабилизируются цены», – резюмирует Беляев.

Логика в таком решении простая: власти считают, что товары уходят за границу из-за того, что на мировом рынке стоят более высокие цены, для чего и вводится демпфер, сохраняющий предложение и стабильность цен на внутреннем рынке.

Экономист, кандидат экономических наук Михаил Беляев
Prt Scr youtube.com  / Общественное телевидение России

Основная проблема находится в рознице

«Главный недостаток подобных попыток сохранения цен в том, что меры обращены к производителю, но в России проблема заключается в розничной торговле, а не в производителе и его отпускных ценах», – констатирует Беляев.

В розничной торговле доминируют крупные корпорации (ретейлеры), которые диктуют условия рынку.

Участниками соглашений по сахару и подсолнечному маслу являются торговые компании, чья доля на рынке составляет 43%. Остальные фирмы в эту систему соглашений не включены и имеют проблемы с получением товаров по фиксированным ценам.

«Крупные корпорации считают, что, как только повышаются цены в оптовом или международных звеньях, они имеют право поднять розничные цены. Необходимо обратить внимание на то, насколько обоснован данный автоматизм», – заключает Беляев.

Ретейлеры получают не только розничную прибыль с этих продуктов, но и рассчитывают на монопольное положение на рынке. Данным вопросом должна заняться Федеральная антимонопольная служба, в чью задачу входит рассмотрение обоснованности повышения цен.

«Очень может быть, что для крупных корпораций окажется достаточным среднеотраслевая норма прибыли без монопольного навеса. Так работают во всем мире антимонопольные ведомства», - резюмирует Беляев.

Ретейлеры диктуют ценовую ситуацию на внутреннем рынке
ТАСС  / Кирилл Кухмарь

Если такой механизм реализовать, то государство не будет вторгаться в цены, а просто ограничит аппетиты монополий по получению сверхприбылей с продажи в розницу. Именно это обстоятельство ломает ценовой механизм в России.

Президент РФ Владимир Путин отмечал, что государство не хочет ограничивать производителей или ретейлеров, но получение сверхприбылей в ущерб интересам внутреннего рынка и экономики является неправильной и неприемлемой ситуацией.