Россияне большое внимание уделяют бытовой коррупции, считает директор ВЦИОМ по работе с органами государственной власти Кирилл Родин.
Борьба с коррупцией в РФ продолжается
Правительство РФ внесло в Госдуму РФ законопроект, согласно которому коррупционные деньги чиновников будут передаваться в федеральный бюджет. Авторы законопроекта считают, что это усилит борьбу с коррупцией.
Предметом законопроекта является незаконное присвоение средств на сумму свыше 10 тысяч рублей.
На фоне данного усиления законодательства произошел новый громкий коррупционный скандал, в ходе которого были задержаны губернатор Пензенской области Иван Белозерцев и глава группы фармацевтических компаний «Биотэк» Борис Шпигель.
Шпигель обвиняется в даче взятки, а Белозерцев в ее получении: фигурирует сумма в размере 31 млн рублей вместе с другими благами.
История получила резонанс, но в целом принята обществом спокойно. В последние годы по коррупционным делам было арестовано несколько губернаторов и бывший глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев, и это также влияет на оценку происходящего.
Важным маркером коррупционной ситуации является отношение общества к таким прецедентам. Федеральное агентство новостей (ФАН) и Медиагруппа «Патриот» обсудили проблему на пресс-конференции.
Россияне выделяют два типа коррупции
«Когда происходят события, связанные с коррупцией, они вызывают большой резонанс и привлекают внимание, но возникает вопрос, а какую оценку в обществе дают таким фактам», - констатирует Родин.
ВЦИОМ делал социологические опросы по этой проблеме. У людей спрашивали, чем являются антикоррупционные дела: реальной борьбой с коррупцией или следствием конфликта крупных игроков за экономические интересы.
«Ответы разделились пополам. Часть общества усматривала меры по борьбе с коррупцией, а другая часть – полагает, что антикоррупционные цели могли ставиться, но они сопричастны интересам определенных групп», - заключает Родин.
Примерно такая оценка антикоррупционных арестов наблюдается в российском обществе.
«Когда мы обсуждаем проблемы коррупции, то часто держим в голове образ коррупционера. Аналогичным образом мыслят люди, которые отвечают на наши вопросы. На самом деле проблема коррупции гораздо сложнее и глубже, чем те резонансные дела, которые привлекают внимание. Здесь есть две составляющие: деловая и бытовая коррупции», - резюмирует Родин.
Тренд последних лет демонстрирует, что признаков коррупции в сфере власти становится меньше.
«Возможно, этому способствуют громкие посадки, однако с бытовой коррупцией другая ситуация. Речь идет о здравоохранении и об образовании, когда люди приходят с пирожком к врачу или с телевизором в школу», - констатирует Родин.
На коррупцию влияет культура
Бытовая коррупция, по оценкам россиян, остается острой проблемой. Настроения хорошо видны по их отношению к единому государственному экзамену (ЕГЭ), который был введен в российских школах в начале 2000-х годов и с тех пор постоянно подвергается критике.
Есть в данных настроениях и коррупционный элемент, пусть ЕГЭ сделал ведущие вузы доступней для широких слоев.
«Тема ЕГЭ, особенно на стадии введения, относилась к разряду одиозных: общество тяжело это принимало, но сегодня отношение к ЕГЭ меняется. Когда мы рассуждаем, что ЕГЭ открывает возможности широким слоям поступать в ведущие вузы страны – это оценивается положительно. Когда мы говорим о снижении коррупционных рисков, то это также воспринимается позитивно. Негативно россияне относятся к формальному характеру проведения единого госэкзамена», - заключает Родин.
Люди хотят видеть «глубокий экзамен», который оценивает абитуриентов не формально, а индивидуально.
«Когда мы говорим о коррупции, нельзя забывать про культурный элемент. Есть человек, который взял взятку, а есть тот, кто ее спровоцировал. И большой вопрос, кто это сделал в конкретной ситуации», - резюмирует Родин.
Классическим примером являются ситуации с сотрудником ДПС, которому взятку, как правило, предлагают водители.