Развитие инфраструктуры позволит экономикам РФ и США выйти из кризиса
ФБА «Экономика сегодня»  / 

Российская антикризисная политика имеет сходства с методами США и некоторых западных стран, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» экономист, кандидат экономических наук Михаил Беляев.

Антикризисные методы похожи

Информационное агентство Bloomberg сообщает, что Правительство РФ готовит меры для восстановления российской экономики после пандемии COVID-19. Оно планирует использовать средства Фонда национального благосостояния (ФНБ).

Президент РФ Владимир Путин 21 апреля 2021 года выступит с посланием к Федеральному собранию, где объявит о планах по стимулированию экономического роста с помощью увеличения госрасходов по нескольким направлениям.

Планируются инвестиции в инфраструктуру (строительство новых железнодорожных магистралей, мостов) и льготы для населения, чтобы остановить падение реальных доходов, которое с перерывами продолжается с 2013 года.

Эксперты утверждают, что послание Путина станет отправной точкой новой российской экономической политики, где должен содержаться план по выходу из «коронакризиса» и методы купирования рисков народного хозяйства в виде американских санкций.

Президент РФ Владимир Путин
kremlin.ru  / Администрация Президента РФ

Вложения в инфраструктуру и поддержка граждан являются стандартными инструментами, прописанными и в программе президента США Джо Байдена. Там главными направлениями обозначены инвестиции в реальный сектор и перераспределение доходов.

Байден предлагает обновить транспортную систему, связь, энергосистему, вложить средства в строительство дорог, мостов, станций, железных дорог, портов и улучшение электросетей. Подход нового президента США напомнил «Новый курс» Франклина Делано Рузвельта.

Рузвельт построил экономическую политику за счет инвестиций в инфраструктуру. В тридцатые годы миллионы рабочих в США получили работу, а страна – хозяйственные объекты, позволившие американской экономике расти в сороковые и пятидесятые годы.

Сегодня рузвельтовские методы напрямую не работают, так как существует другой уклад в экономике, причем как в США, так и в России, но про них часто вспоминают. Наша страна не является исключением: у нас любят предлагать различные мегапроекты.

У Байдена эту роль играет «зеленая» энергетика, в которую президент США в предвыборной программе пообещал вложить 2 трлн долларов за четыре года, но выполнение данных планов задерживается из-за огромных дыр в американском бюджете.

Президент США Джо Байден
Global Look Press  / Amr Alfiky Consolidated News Photos

Инфраструктура и реальные доходы поставлены во главу угла

«В отличие от США, у нас «зеленая» энергетика не сильно развита, пусть о ее важности часто говорят. У Росатома есть такое направление, но в макроэкономических планах эта тема особенно не прописана», – заключает Беляев.

На Западе существует «Зеленый курс» (Green Deal), на который там напирают не из-за природоохранных планов, а из-за необходимости развития высоких технологий. Энергопереход должен создать экономику будущего.

«На Западе полагают, что это направление создаст экономику инновационного типа», – констатирует Беляев.

В РФ пока не делают на это ставки, но Путин недавно заложил новые контуры развития энергетики тезисом, что потребление нефти в мире будет расти еще пять лет, а затем процесс остановится. Предсказать развитие мировой энергетики и рынка нефти практически невозможно: здесь много переменных, способных качнуть ситуацию в любую сторону.

Заявление президента РФ является политическим и говорит, что Москва будет диверсифицировать экономику и перестанет воспринимать нефть и газ как главный драйвер экономического роста, пусть пока реальной замены им не прослеживается. Возобновляемые источники энергии (ВИЭ) нерентабельны, а промышленного производства водорода в мире не существует.

Экономист, кандидат экономических наук Михаил Беляев
ФБА «Экономика сегодня»  / 

«В остальном и у нас, и на Западе применяется стандартный антикризисный пакет в виде увеличения госрасходов и развития инфраструктурных проектов, которые должны дать импульс развитию экономики и послужить основой для того, чтобы на этой основе мог развиваться как частный бизнес, так и государственные предприятия», – резюмирует Беляев.

Инфраструктурные мероприятия создадут фундамент для дальнейшего раскручивания экономического механизма. Любые мегапроекты дают мультипликативный эффект в народном хозяйстве и затрагивают большинство его сфер.

«Для РФ транспортная инфраструктура особенно важна: у нас огромные территории, которые должны быть связаны в единое пространство. Тем более такие проекты создадут как рабочие места, так и дополнительные заказы в экономике», – заключает Беляев.

Процесс сначала проходит через стадию корпоративного спроса и упирается потребителя, без которого работать не может. Из-за этого ставится задача по поддержанию реальных доходов населения не ниже современных уровней.

России необходим рост реальных доходов
ФБА «Экономика сегодня»  / 

«Только существует отличие между экономиками. На Западе вливание денег в население автоматически ведет к оживлению как частного, так и государственного бизнеса, а у нас данная логика напрямую не работает», – резюмирует Беляев.

В РФ обещают повысить ключевую ставку, что затруднит и кредитную политику, и активизацию бизнеса. Из-за этого основной упор в России делается на государственные проекты, направленные на то, что мы можем делать быстро и эффективно.