Подписаться
на push-уведомления?
Да

Смысл магистрали Rail Baltica оказался в ее строительстве и деньгах Евросоюза

12:03  09 Мая 2021
3 823
Москва

Rail Baltica рассматривается исключительно как инструмент для придания импульса экономическому развитию Прибалтики, в особенности после пандемии, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко

В марте Прибалтика получила допфинансирование Rail Baltica в размере 1,4 млрд евро

Вильнюс продолжает искать и находить для Брюсселя плюсы строительства железнодорожной магистрали Rail Baltica ради продолжения дотаций.

Цена Rail Baltica возрастает, а ценность не очевидна

Министерство транспорта и коммуникаций Литвы подсчитало, что дорога сократит время поездки из Вильнюса в Каунас до 38 минут. 

Поток на участке Вильнюс – Каунас составляет почти миллион пассажиров

По мнению главы ведомства Марюса Скуодиса, поток на участке Вильнюс — Каунас составляет почти миллион пассажиров и строительство Rail Baltica благотворно повлияет на железнодорожное сообщение с аэропортами этих городов. Кроме того, магистраль станет альтернативой не только для пассажирских, но и грузоперевозок на указанном маршруте.

В марте Прибалтика обосновала перед Брюсселем необходимость дополнительного финансирования 20-летнего долгостроя Rail Baltica в размере 1,4 млрд евро. Таким образом, цена магистрали неуклонно увеличивается: еще пару лет назад она составляла 4,65 млрд евро, а теперь превышает 8 млрд.

Прибалтика придумала выгодный долгострой

Rail Baltica является проектом узкоколейной железной дороги, призванной соединить страны Балтии, Восточную и Западную Европу. План магистрали неоднократно претерпевал изменения.

Основные грузо- и пассажиропотоки проходят мимо Rail Baltica

«Идея Rail Baltica появилась на следующий же год после образования Евросоюза, — объясняет Владимир Оленченко. — Предполагалось построить железнодорожный путь вдоль побережья Балтийского моря: он должен был пройти через Польшу, обойти Калининградскую область и выйти в Берлин».

Уже на этом этапе было ясно, что пассажиров, отправляющихся в Финляндию из Берлина поездом и наоборот, не так уж много для формирования устойчивой нагрузки: основные потоки из Прибалтики нацелены на Великобританию и Северные страны.

Возможный грузопоток иронично охарактеризовали сами прибалты, пошутив, что из Финляндии в Берлин можно возить, к примеру, дрова.

Проект претерпевал много разных изменений. Три года назад его передавали финнам, которые планировали начинать путь из Санкт-Петербурга с конечной точкой в Берлине. Поскольку у России достаточно путей сообщения с Германией, идея не показалась интересной, и в конце концов Финляндия отказалась заниматься Rail Baltica.

«Сейчас проект ограничивается тремя странами: Латвией, Литвой и Эстонией. Страны Балтии поднимают себе настроение тем, что делают другую железнодорожную колею: меняют широкую российскую на европейскую узкоколейку. Как считают прибалты, таким образом будет легче доставлять грузы в Европу. Более того, планировалось вывести Rail Baltica из Берлина до Рима, но возник вопрос, откуда брать столько грузов», — отметил Оленченко.  

Пока замена одной колеи на другую способствует регулярным субсидиям от Брюсселя, задумываться о том, как организовать надлежащий грузооборот, чтобы магистраль приносила прибыль, в странах Балтии не планируют.

Чем еще хочет заняться Прибалтика

Будущее магистрали заключается в непрерывном процессе строительства, без конечного результата.

Старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко

«На данный момент Rail Baltica рассматривается исключительно как инструмент для придания импульса экономическому развитию Прибалтики, в особенности после пандемии. Брюссель продолжит давать деньги, а прибалты закупать стройматериалы и привлекать рабочую силу», — подчеркнул эксперт.

По словам Оленченко, Евросоюз берет на себя 90% финансирования строительства. Что касается эксплуатации, то Эстония одна из первых поняла, что придется дотировать перевозки, так как загружать дорогу нечем.

Более того, даже субсидированные цены на билеты окажутся высокими, поэтому дорога не станет повседневностью для жителей Прибалтики.

Инфраструктурную ценность магистрали Rail Baltica снижает и тот факт, что она почти полностью дублирует автомагистрали, соединяющие страны Балтии: автотранспортом давно и успешно осуществляется перевозка грузов.

Помимо того, что дорога кормит всю Прибалтику, есть еще и военное оправдание этому проекту. Считается, что в случае конфликта между Россией и НАТО по Rail Baltica могут быть в течение суток переброшены ударные силы на территорию Восточной Европы, поскольку магистраль является типичной рокадной дорогой.

Интересно, что и другой крупный инфраструктурный проект с фрагментарным участием Прибалтики оказался спорным. Правительства Эстонии и Финляндии на протяжении десяти лет обсуждают строительство тоннеля в Финском заливе.

«Подводный тоннель является идеей эстонских предпринимателей. Эстонцев понять можно, так как значительная их часть ездит на работу в Финляндию, пользуясь портами. С точки зрения окупаемости — вопрос спорный. К примеру, Евротоннель, построенный между Францией и Великобританией, до сих пор себя не окупил, несмотря на высокую загрузку», — рассказал Оленченко.

Кроме финнов и эстонцев тоннель вряд ли интересен кому-то еще, а его стоимость может составить примерно 40 млрд евро. В этой связи для инвесторов проект непривлекателен: вход очень дорог, а прибыль неочевидна, заключил эксперт.

Читайте нас в Яндексе

Автор: Дарья Белова
Аналитик Муртазин назвал способы экономии при покупке новых гаджетов Минобороны опубликовало архивные материалы в день 80-летия начала ВОВ В СОМБ рассказали о значимости фильма "Турист" для мирового сообщества США усомнились в возможности остановить строительство "СП-2" путем санкций Международные отношения станут главной идеей фильма "Нюрнберг" Россия проиграла Дании в завершающем туре группового этапа Евро-2020 Дзюба реализовал пенальти во втором тайме матча против Дании на Евро-2020 Псаки: США не станут предупреждать Россию о киберударах Госдеп анонсировал возвращение посла США Салливана в Москву Продюсер группы "Мираж" потребовал от Суханкиной 30 млн рублей Эксперты определили самые "мужские" автомобили в России Кержаков будет выплачивать вдвое меньше долгов по алиментам
Аналитик Муртазин назвал способы экономии при покупке новых гаджетов

Существует несколько способов сэкономить на покупке электроники или смартфона. Какие можно использовать, рассказал ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

2:20  22 Июня 2021
92
Минобороны опубликовало архивные материалы в день 80-летия начала ВОВ

Новый исторический раздел появился на сайте Минобороны России. Он содержит документы, свидетельствующие о героизме командиров и бойцов Красной армии в первые дни ВОВ.

1:50  22 Июня 2021
68
В СОМБ рассказали о значимости фильма "Турист" для мирового сообщества

Глава Содружества офицеров за международную безопасность Александр Иванов дал интервью Afrique Media, в котором рассказал о фильме "Турист" и работе инструкторов из РФ в ЦАР.

1:23  22 Июня 2021
68
США усомнились в возможности остановить строительство "СП-2" путем санкций

Шансы остановить строительство газопровода "Северный поток — 2" с помощью санкций ровняются нулю. Такое мнение высказали в США.

0:46  22 Июня 2021
96
Международные отношения станут главной идеей фильма "Нюрнберг"

Киностудия Мосфильм приступила к съемкам первого игрового полнометражного кино о Нюрнбергском процессе. Деталями ленты поделился режиссер Николай Лебедев.

0:28  22 Июня 2021
90
Россия проиграла Дании в завершающем туре группового этапа Евро-2020

Сборная России уступила команде Дании в третьем круге группового этапа чемпионата Евро по футболу. Россияне проиграли со счетом 1:4.

23:54  21 Июня 2021
87
Дзюба реализовал пенальти во втором тайме матча против Дании на Евро-2020

Нападающий сборной России Артем Дзюба сократил разрыв в счете в игре против команды Дании на чемпионате Евро по футболу.

23:44  21 Июня 2021
64
Псаки: США не станут предупреждать Россию о киберударах

Вашингтон не будет предупреждать Москву о возможных киберударах, заявила официальный представитель Белого дома Джен Псаки.

22:38  21 Июня 2021
147
Госдеп анонсировал возвращение посла США Салливана в Москву

Американский посол Джон Салливан должен вернуться в посольство США в Москву до конца нынешней недели. Об этом заявили в Госдепе.

22:06  21 Июня 2021
67
Продюсер группы "Мираж" потребовал от Суханкиной 30 млн рублей

Композитор, продюсер и основатель группы "Мираж" Андрей Литягин заявил, что участницы коллектива должны ему деньги за исполнение его композиций.

21:39  21 Июня 2021
185
Эксперты определили самые "мужские" автомобили в России

Аналитики провели социологический опрос, чтобы выяснить, какие машины предпочитают российские мужчины.

21:32  21 Июня 2021
183
Кержаков будет выплачивать вдвое меньше долгов по алиментам

Четыре месяца судебных разбирательств ушло на то, чтобы сократить размер долга по алиментам перед бывшей женой Марией Кержаковой на дочь Дарью.

21:30  21 Июня 2021
74
Дочь Баталова намерена получить с Дрожжиной более 10 млн рублей

Дочь актера Алексея Баталова Мария и его вдова Гитана Леонтенко требуют с Натальи Дрожжиной почти 15 миллионов рублей за незаконное обогащение.

21:21  21 Июня 2021
146
"Он сказал, что меня уничтожит": Поргина сообщила об угрозах Марка Варшавера

Конфликт разразился в театре "Ленком Марка Захарова" между директором Марком Варшавером и актрисами Александрой Захаровой и Людмилой Поргиной.

21:16  21 Июня 2021
64
Изменение формы НПФ не повлияет на пенсионные накопления россиян

Консолидация рынка негосударственных пенсионных фондов оказывается необходимостью, продиктованной экономическими реалиями, рассказал ФБА «Экономика сегодня» лидер инвестиционного сообщества ANGRY BONDS, независимый экономист Дмитрий Адамидов.

21:05  21 Июня 2021
135