Чипов пока не хватает, но автомобили не подорожают
pixabay.com  / 

Консалтинговая компания AlixPartners ухудшила прогнозы потерь мирового автопрома в 2021 из-за дефицита чипов с 61 млрд до 110 млрд долларов, а также указала на снижение объемов производства автомобилей из-за нехватки микросхем. ФБА «Экономика сегодня» уточнило у экспертов, как сложившаяся ситуация отразится на рынке России.   

Чипов пока не хватает, но автомобили не подорожают
pixabay.com  / 
Ситуация на отечественном авторынке остается стабильно-дефицитной с прошлого года, однако подавленности его участники не чувствуют.

«Дефицит сохраняется почти по всем популярным маркам и моделям. Мы как дилеры ждем увеличения производства. Ряд производителей ожидает, что вопрос будет решен в ближайшее время, возможно, даже к середине лета», — объясняет ФБА «Экономика сегодня» член совета директоров ГК «Автомир» Дмитрий Гулин.

Минпромторг также призывает не нервничать по поводу нехватки некоторых позиций в электронике: ведомство рассчитывает разобраться с проблемой максимум до конца лета с помощью усиления работы торговых представительств и отработанной экстренной логистики для ускорения поставок комплектующих.

В министерстве особенно подчеркнули, что российская автомобильная промышленность продолжает работать и не собирается останавливать или сокращать деятельность, как это делали мировые автогиганты BMW, Toyota, Hyundai и другие.

Стоит ли ждать повышения цен на авто?

В последний раз автопроизводители серьезно и массово скорректировали цены на российском рынке в апреле текущего года. Стоимость повысили сразу 28 компаний от 0,5% до 5,1%, включая почти всех японских производителей. 

Дефицит чипов оказался менее важным, чем доходы россиян
pixabay.com  / 

Весной игроки рынка ожидали, что рост цен на новые автомобили в России во втором квартале 2021 года составит от двух до семи процентов.

Изменения в ценовой политике ожидает и президент Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Владимир Моженков. «Никто в точности не знает, каким будет ущерб, но то, что автомобилей произведут меньше — это однозначно. Стоимость повысится, потому что при дефиците всегда растут цены», — сообщил Моженков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня».

В то же время независимый экономист Дмитрий Адамидов уверен, что дефицит чипов в текущих условиях вряд ли повлияет на спрос и стоимость автомобилей на российском рынке.

«Отсутствие чипов, безусловно, важно, однако главную роль играют доходы населения. Автомобиль очень чувствителен к уровню достатка покупателей. На текущий момент инфляция усиливается во всех валютах, поэтому не стоит ожидать бурного роста спроса на автомобили в ближайшее время», — объясняет Адамидов.

Эксперт констатировал сокращение доходов среднего класса, в связи с чем потребители из этого сегмента будут реже менять автомобили или начнут пересаживаться на более бюджетные модели. Спрос на российском авторынке часто привязан к курсу рубля: как только грядет девальвация, наблюдаются массовые покупки автомобилей, пока товар не вырос в цене.

«Я думаю, фактор снижения доходов будет превалировать над дефицитом чипов, просто его еще не осознали», — подчеркнул Адамидов.

С этим согласен и член совета директоров ГК «Автомир» Дмитрий Гулин, подчеркнувший, что оснований для ощутимого повышения стоимости автомобилей в текущий момент нет.

Смогут ли банки повлиять на спрос?

Если на Западе рынок автопрома устоялся, то в России он подвержен систематическим изменениям по весьма неочевидным причинам, отмечает Адамидов. 

Чипов пока не хватает, но автомобили не подорожают
ФБА «Экономика сегодня»  / 

К примеру, экономист не исключает, что спрос на покупку автомобилей может вырасти, если по каким-то причинам банки сократят выдачу ипотечных кредитов, население будет вынуждено вкладывать в автопром.

В особенности на положение дел могут повлиять условия кредитования: если финансовые организации ослабят требования, спрос моментально вырастет.

Однако ситуация обратная: ожидается, что ставки по автокредитам вырастут до конца года, так как коммерческие банки вынуждены реагировать на действия ЦБ России, который повышает ключевую ставку.

В марте 2021 года россияне оформили наибольшее количество автокредитов, средний размер которых впервые превысил 1 млн рублей, что на 23,6% больше аналогичного периода прошлого года, об этом сообщили в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ).

Эксперты объяснили серьезное повышение средней суммы автокредита двумя факторами: ростом средней стоимости автомобиля, которая превысила 1,5 млн рублей, а также снижением доли собственных средств, которые россияне могли задействовать при покупке.  

Учитывая инфляцию, пониженный спрос и повышение ставок по кредитам, стоимость авто покажет либо низкий рост, либо останется в пределах текущих значений, резюмировал эксперт.