18 +
Поиск

Введение газовых санкций против Белоруссии не выгодно ЕС, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас допустил введение санкций против транзита российского газа через Белоруссию.

Ремарка Мааса является реакцией на инцидент с посадкой белорусскими властями лайнера Ryanair в Минске и была допущена Маасом на встрече глав МИД ЕС в Лиссабоне, но чиновник тут же добавил, что это «долгосрочная тема».

Первым об этом заговорил коллега Мааса из Великобритании – Доминик Рааб, заявивший, что британские власти прорабатывают такой вариант развития событий и ведут диалог с коллегами из Евросоюза – напомним, что Лондон из объединения полностью вышел.

Политика Великобритании, а вместе с ней и США, понятна – эти страны создают проблемы России, а основное внимание уделяют газовой теме, в результате чего получилась привязка инцидента с лайнером Ryanair и газовым транзитом через Белоруссию.

«Главной магистралью, проходящей через Белоруссию, является газопровод «Ямал – Европа», обладающий мощностью в 33 млрд кубов газа в год. Еще в стране есть несколько газопроводов, это суммарно дает транзит 40-44 млрд кубов газа в год», - заключает Юшков.

«Ямал – Европа» проходит по маршруту от российского города Торжок до немецкого Франкфурта-на-Одере. Возведение проекта началось в 1994 году, а ввод в эксплуатацию состоялось в 1999 году. Кроме Германии данный газопровод также транзитирует газ в Польшу.

Владельцем белорусского участка (575 км) является компания «Газпром», а польского (683 км) – EuRoPol, совместное предприятие «Газпрома» и PGNiG, в Германии за трубу отвечает WINGAS – результат сотрудничества «Газпрома» и Wintershall.

Если против белорусской газотранспортной системы введут санкции, то эти предприятия понесут основные потери. Польша закупает у России чуть более 10 млрд кубов газа, поэтому ФРГ рискует потерять около 20 млрд кубов дешевого транзита.

«Последние данные есть за 2019 год, когда транзитом через Белоруссию прошло 44 млрд кубов. С учетом того, что «Газпром» транспортирует в Дальнее зарубежье порядка 190 млрд кубов газа, то это где-то четверть транзита», - констатирует Юшков.

Западные угрозы не конкретизированы: сначала в ЕС говорили только про «Ямал – Европу», а затем предложили запретить весь транзит газа через Белоруссию. В таком случае кроме Польши пострадает и расположенная рядом Литва.

«Литва получает большую часть потребляемого газа из Белоруссии, но по обычным газопроводам, а не через «Ямал – Европу». Если перекрыть только магистральный газопровод, то потери понесет польская сторона. Польша не только получает газ через «Ямал – Европу», но и зарабатывает хорошие деньги с транзита, поэтому эти решения не по нраву Варшаве», - резюмирует Юшков.

У поляков два типа закупок газа через «Ямал – Европу»: напрямую у «Газпрома» и по виртуальному реверсу из Германии, когда Варшава выкупает экспортные объемы у немецких компаний и оформляет их как сырье, поставленное не из России.

По такой же схеме работает украинский реверс, но у поляков присутствует реальный экономический интерес. В ФРГ российский газ поставляется по более низким ценам, что стало причиной многих судебных разбирательств между «Газпромом» и польской стороной.

«В случае оформлениях этих санкций как решения ЕС, польская сторона выступит против. Для Варшавы это прямые экономические потери и срыв подготовки к отопительному сезону: поляки могут вообще замерзнуть и остаться без электричества. Мощности СПГ-терминала в порту Свиноустье не способны компенсировать объемы, которые идут в Польшу из России», - заключает Юшков.

Поляки собираются заменить российские поставки на норвежский газ с трубопровода Baltic Pipe, но это произойдет только после 2023 года, когда завершится долгосрочный контракт между «Газпромом» и польской компанией PGNiG.

«Когда дело выйдет за рамки политических заявлений и дойдет до рассмотрения реальных политических последствий, то ЕС должен отказаться от введения санкций, ведь они нанесут вред многим европейским государствам», - констатирует Юшков.

Тем более инцидент с лайнером Ryanair не связан с транзитом российского газа. Во-первых, это разные проблемы, а во-вторых, Белоруссия не нарушила никаких международных правил. Государства имеют право на досмотр воздушных судов, а что касается ареста пассажиров, то Госдеп США публично заявлял о наличии у себя такого права в отношении Эдварда Сноудена.

Еще был прекрасный инцидент с посадкой украинским истребителем лайнера «Белавиа» для ареста находившегося в нем пассажира, но западные партнеры не говорили тогда о перекрытии газового транзита через Украину: налицо популизм и двойные стандарты.

«Самое главное, введением таких санкций европейцы белорусов не накажут. Белорусская газотранспортная система принадлежит «Газпрому», поэтому есть транзит или его нет – Минск напрямую не получает денег с газотранспортных операций», - резюмирует Юшков.

Таким образом, объектом этого газового давления являются не белорусские, а российские интересы.