Импорт СПГ и Северный морской путь попали в лапы импортозамещения
Федеральное агентство новостей  / 

Импортозамещение в судостроении остается важнейшей задачей, отметил в комментарии с ФБА «Экономика сегодня» директор Центра региональной политики РАНХиГС, доктор экономических наук Владимир Климанов.

Судостроение делает ставку на импортозамещение

Минпромторг РФ подготовил постановление Правительства РФ, согласно которому только суда российской постройки смогут перевозить по Северному морскому пути добытые в арктическом регионе страны нефть, СПГ и уголь.

Под запрет подпадет и морское хранение энергоресурсов в акватории Северного морского пути. Целью документа названы импортозамещение в судостроении и загрузка заказами российских верфей, но в постановление есть важные исключения.

Правительство РФ в директивном порядке разрешит использовать иностранные суда в случае, если в России не будет условий по строительству кораблей нужного класса и при необходимости выдаст разрешения судам, не подпадающие под регулирующий документ.

Постановление является рамочным документом, позволяющим Правительству РФ корректировать политику в ручном режиме.

Для работы на Северном морском пути необходимы суда арктического класса, т. е. корабли, работающие в условиях низких температур и сложной ледовой обстановки. Такие суда активно заказывает компания «Новатэк» для обслуживания «Ямал СПГ».

«Новатэк» продолжает развивать СПГ-производство на Ямале
Global Look Press  / Rosatom

В январе 2020 года «Новатэк» получил разрешение построить десять газовозов на зарубежных верфях. Суда нужны компании из-за того, что, во-первых, производство на «Ямал СПГ» оказалось выше плана, а во-вторых, в 2023-2025 годах компания откроет на Ямале новые заводы. Это «Арктик СПГ - 2», дальнейшее расширение «Ямал СПГ» и проект, получивший название «Обский СПГ».

«Новатэк» не отказался от планов построить до 2030 года 15 газовозов для завода «Арктик СПГ - 2» на российской верфи «Звезда» и заявил о готовности дополнительно заказать на предприятии 15-17 судов аналогичного класса.

Только как «Новатэку», так и другим компаниям проще заказать суда на мировом рынке, чем работать с российскими производителями, чьи возможности ограничены и у которых традиционны задержки по срокам работ. Есть пример Гособоронзаказа – основные сложности при его реализации выпали на морскую часть, в РФ есть проблемы с производством определенных типов оборудования.

Логика Минмпромторга РФ правильна: обеспечение работой отечественного производителя и сохранение денег в стране при реализации таких задач, как развитие арктических месторождений и обеспечение загрузки Северного морского пути.

Вместе с тем, в документе не просто так заложены исключения: в Правительстве РФ будут ориентироваться на возможности кораблестроителей, а в случае возникновения проблем – оперативно скорректируют регуляторный режим.

Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров
inforeactor.ru  / Артеменкова Александра

Минпромторг РФ избрал правильный курс

«Судостроение – это специфическая отрасль. Неслучайно, что на федеральном уровне судостроение выделили из общей госпрограммы развития промышленности РФ и повышения ее конкурентоспособности», - констатирует Климанов.

Данное решение приняли из-за комплекса возможностей и особенностей судостроения, которые не укладываются в базовые свойства развития российской промышленности. Например, в данном вопросе большое место занимает продукция двойного назначения.

«Одни предприятия выпускают продукцию как для гражданских, так и военных нужд. Для отрасли характерны такие качества, как длительный производственный цикл, индивидуальность продукции и другие особенности. Данные черты выделяют судостроение и производство шельфового оборудования от других секторов российской промышленности», - резюмирует Климанов.

Иногда кажется, что судостроение схоже с автомобилестроением, но управленческие аспекты и финансово-экономические модели в этих отраслях совершенно разные. Из-за этого, как считает эксперт, оправдан стратегический тренд на импортозамещение.

Директор Центра региональной политики РАНХиГС, доктор экономических наук Владимир Климанов
ecfor.ru  / ИНП РАН

«Кораблестроение имеет большое значение для геополитических нужд и соображений национальной безопасности. Развитие Северного морского пути не должно попасть в зависимость от изменения подходов на заграничных верфях», - заключает Климанов.

Что касается «Новатэка», то компания активно пользуется услугами южнокорейских производителей. В октябре 2020 года был подписан контракт на строительство шести газовозов для «Ямал СПГ - 2». Стоимость контракта – 1,7 млрд долларов, подрядчик – DSME (Daewoo).

С Сеулом у Москвы хорошие отношения, но здесь имеются риски: Южная Корея остается в орбите внешней политики США.

«Есть опыт с проблемами «Северного потока – 2», демонстрирующий, что отрасли, связанные с уникальными объектами вроде ледоколов и газовозов, имеют не только экономическое, но и геополитическое значение. Минмпромторг РФ оправданно отреагировал на это созданием данного документа, в котором заложена возможность исключений», - констатирует Климанов.

Импортозамещение позволяет защитить стратегические отрасли экономики
ФБА «Экономика сегодня»  / 

РФ сложно полностью отказаться от зарубежных верфей при постройке судов для Северного морского пути. Вряд ли в сжатые сроки мы сможем получить весь набор конкурентных преимуществ, имеющийся сегодня у южнокорейских производителей.

Из-за этого Минпромторг РФ оставил открытой специальную форточку в данном регуляторном документе.