18 +
Поиск
Общество

РФ настаивает на увеличении квот на добычу по соглашению ОПЕК, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

РФ настаивает на увеличении квот на добычу по соглашению ОПЕК+, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Информационное агентство Bloomberg сообщает, что РФ на ближайшей встрече участников ОПЕК+, назначенной на 1 июля, предложит увеличить добычу нефти, вследствие возникшего дефицита предложения на мировом нефтяном рынке.

Источники Bloomberg свидетельствуют, что окончательное предложение Москвы формулируется и возможно будет скорректировано.

Ранее Международное энергетическое агентство (МЭА) призвало страны-члены ОПЕК+ продать имеющиеся у них запасы нефти для того, чтобы удовлетворить быстро растущий спрос на глобальном рынке энергоресурсов.

Есть данные Goldman Sachs, по которым мировой экономике не хватает 3 млн баррелей в сутки. Эти настроения уже привели к тому, что нефть ушла за отметку в 75 долларов за баррель, а в Bank of America прогнозируют повышение цен до уровня в 100 долларов.

Пока это кажется маловероятным, но на рынке нефти присутствуют позитивные настроения, на которые РФ предлагает отреагировать смягчением лимитов по соглашению ОПЕК+, где основную нагрузку на паях с саудитами несет Москва.

В мае суммарные ограничения по ОПЕК+ были сокращены до 6,55 млн баррелей в сутки. В июле мировой спрос на нефть составит 96,5 млн баррелей в сутки, что только на 3,5 млн баррелей меньше докризисных уровней глобальной экономики.

В создавшейся ситуации целесообразность сохранения жестких ограничений ОПЕК+ продолжит ставиться под вопрос.

«РФ предложит нечто подобное, просто когда просишь многого, проще получить хоть что-нибудь. Другие участники ОПЕК+ и, прежде всего, саудиты выступают за сохранение жестких условий соглашения и высоких цен на нефть. Данный спор между Россией и саудитами и формирует в последние три месяца базовые ограничения ОПЕК+», - констатирует Юшков.

Ради сохранения цен на нефть выше 60 долларов за баррель саудиты затеяли ценовую войну с РФ, приведшую к заморозке первого варианта ОПЕК+ и обвалу цен на нефть в марте 2020 года еще до того, как в мире наступил «коронакризис».

Высокая стоимость сырья является целью Эр-Рияда, поэтому саудиты в одностороннем порядке сокращали добычу на 1 млн баррелей в сутки, но Москва преследует другие цели – нам важен объем экспорта, это приходится учитывать и партнерам по ОПЕК+.

«Мы хотим, как можно больше добывать, и согласны на то, что цена на нефть упадет в диапазон 50-60 долларов за баррель. Российская позиция противоположна саудовской, но стороны стараются найти компромисс», - заключает Юшков.

Если бы Москва и Эр-Рияд заняли одностороннюю позицию, то ОПЕК+ давно бы не было. В России существует мощное лобби в лице «Роснефти», предлагающее отказаться от данного соглашение, по чьей стратегической выгодности есть много вопросов.

«Какие-то квоты останутся – саудиты не согласятся на отмену ОПЕК+ на год раньше обозначенного срока. Эр-Рияд продолжит настаивать на квотах, но при противодействии Москвы они возрастут на максимальный уровень, т. е. добыча будет больше, чем предполагалось в последние три месяца 2021 года, когда на этой площадке шли напряженные переговоры», - резюмирует Юшков.

Квоты на добычу нефти в рамках ОПЕК+ продолжают расти, однако РФ настаивает на интенсификации процесса.

«Вокруг этого и будут вестись переговоры, назначенные на 1 июля», - констатирует Юшков.

Силы, лоббирующие отказ или сокращение ограничений по ОПЕК+, настаивают, что создавшейся позитивной конъюнктурой на рынке пользуются игроки, которые находятся за пределами соглашения. ОПЕК+ покрывает только 40% мирового рынка нефти и не оказывает влияния на сланцевое производство в Соединенных Штатах, ставшее причиной обвала нефтяных цен в 2014 году.

Создается риск, что место российского предложения на мировом рынке нефти займут другие производители сырья.

«Американцы не наращивают объемы производства и отдают кредиты, которые они ранее получили на добычные проекты. Они просто получают дополнительную финансовую прибыль, как и другие производители нефти в мире», - резюмирует Юшков.

Россия по ОПЕК+ снизила добычу на 2 млн баррелей в сутки, а это означает, что отечественные потери и издержки оборачиваются прибылью для третьих стран, что нервирует наши нефтегазовые компании даже без перераспределения позиций на мировом рынке.

«Новые нефтяные проекты пока не стартуют и не запускаются. В мире прекрасно понимают, что только что закончилась чехарда с ценами и существует риск новой волны COVID-19, которая обернется банкротством данных начинаний. Никто не спешит с увеличением добычи, нефтяной рынок остается предсказуемым, из-за чего больших рисков для Москвы нет», - констатирует Юшков.

Таким образом, ситуация для России не самая плохая, но это не означает, что Москве не надо бороться за увеличение квот на добычу. Москва когда-то откажется от ограничений на добычу, а работу над этим необходимо начинать заранее.