Коррупция на Украине на 15 лет растянула строительство участка нефтепровода "Дружба"
ФБА «Экономика сегодня»  / 

ГТС Украины - это уже уходящая часть бизнеса, в отличие от нефтяного транзита, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина Вячеслав Мищенко

Трубопровод «Дружба» достался Украине в наследство от Советского Союза
ФБА «Экономика сегодня»  / 

Владелец украинского участка трубопровода «Дружба», компания «Укртранснафта», запустил обходной 12-километровый участок во Львовской области. На строительство потребовалось почти 15 лет.

С нефтью договориться проще

Построить обходной участок для «Дружбы» планировали еще в 2006 году, завершение проекта состоялось в 2021 году по причине долгого согласования и выделения участков земли. В «Укртранснафте» связали этот факт с коррупционными явлениями, которые на Украине не обходят даже госкомпании.

Украина будет выступать против российского газопровода «Северный поток — 2» даже после его запуска
Федеральное агентство новостей  / 

Трубопровод «Дружба» достался Украине в наследство от Советского Союза.

«Эта одна из ключевых артерий, которая прокачивает российскую нефть по направлению к странам Европы, в первую очередь восточной ее части. Нефтеперерабатывающие заводы, расположенные в Польше, Чехии, Венгрии, продолжают получать нефть по трубе через территорию Украины», - объясняет Вячеслав Мищенко.

Нефтепровод имеет две ветки: северная идет в Польшу и далее в Германию, южная – ориентирована на Словакию и Венгрию.

Несмотря на все перипетии российско-украинских отношений, нефтяной транзит не пострадал и не был предметом разбирательств в отличие от газотранспортной системы, которая сразу стала своего рода «заложницей», отметил эксперт.

Так, в 2019 году Россия и Украина продлили десятилетний контракт на транзит нефти: до 1 января 2030 года. Транзит нефти, действительно, практически не политизирован в отличие от газового.

Во-первых, в контракте не указаны «жесткие» объемы прокачки. Владелец российской части «Дружбы», компания «Транснефть», является транспортирующей организацией. Она не добывает сырье, а предоставляет услуги по транзиту – в этом случае между «Транснефтью» и «Укртранснафтой» абсолютно рыночный принцип взаимодействия. 

Во-вторых, если по каким-то причинам Украина не станет прокачивать нефть, Россия сможет перенаправить ее по альтернативным трубопроводам. Причем прекращение нефтяного транзита не так сильно ударит по экономике Киева. Для сравнения транзит газа приносит Украине более 3 млрд долларов в год, тогда как плата за прокачку нефти исчисляется в миллионах.

В этой связи Украина будет выступать против российского газопровода «Северный поток — 2» даже после его запуска. 

Россия прокачивает до трети объемов нефти по трубопроводу «Дружба». Другие альтернативные маршруты находятся на Северо-Западе, это порты Финского залива, а также Приморск, на юге страны - Новороссийск.

«Трубопровод «Дружба» хорош тем, что поставки по нему не зависят от погоды и навигации – нефтепровод выручил Россию в прошлом году, когда было падение спроса со стороны европейских потребителей. Судьба Украины по транзиту нефти менее подвержена политическим трениям, поскольку серьезной альтернативы этому трубопроводу нет», - уточнил Вячеслав Мищенко.

Эксперт отметил, что нефтяной транзит дает Украине стабильные доходы, поскольку акционером «Укртранснафта» является фонд госимущества страны. Этот маршрут будет сохранять актуальность еще долгое время, если только не произойдет форс-мажор.

Периодически украинская часть «Дружбы» страдает от незаконных «вторжений». В 2019 году обнаружили и ликвидировали более двух десятков врезок в нефтепровод, что обошлось в 1,6 млн рублей.

Взрывной вопрос по газу

Участь газовой инфраструктуры Украины – незавидная. «До какого-то момента транзит российского газа через территорию Украины будет сохраняться. В первую очередь это зависит от сроков ввода газопровода «Северный поток - 2» в эксплуатацию и от режима его функционирования», - комментирует Мищенко. 

У России есть альтернативы украинскому газотранспортному маршруту
ФБА «Экономика сегодня»  / 

Заявленные объемы прокачки по «Северному потоку – 1» ориентируются приблизительно на 54-56 млрд кубометров, «Северный поток – 2» добавит еще 55 млрд кубометров голубого топлива.

Существует еще газовая инфраструктура на юге – «Турецкий поток», способный прокачивать достаточно крупные объемы. Сейчас ветка прокачивает 15 с небольшим млрд кубометров, но ее можно расширить. По «Турецому потоку» газ можно направить в балканские страны, а также в государства Южной и Юго-Восточной Европы.

Эти проекты являются возможной альтернативой украинскому маршруту. «Газотранспортная система Украины превратилась в некий объект торга или давления. Этот факт представляет собой полный нонсенс, потому что единственным партнером, потенциальным инвестором и ресурсодержателем для Украины может быть только Россия и газовый концерн «Газпром», - отмечает эксперт.

Сейчас по газотранспортной системе Украины прокачивают 40 млрд кубометров вместо возможных 200 млрд.

Недозагрузка системы приводит к ее недофинансированию, простою и последующим техническим проблемам. ГТС Украины - это уже уходящая часть бизнеса, хотя заявлено, что этот маршрут будет сохраняться.

Украинские власти и Евросоюз считают, что часть объемов газа должна прокачиваться по территории Украины. Тем не менее это все больше политические вопросы. С экономической точки зрения ГТС на Украине вскоре будет не выгоден, заключил эксперт.