Турецкий ковер и афганский автомобиль нужны российскому пропану
vologda-oblast.ru  /  Правительство Вологодской области

Сжиженный углеводородный газ используется по многим направлениям, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

Российские цены на СУГ стабильны

Минэнерго РФ сообщило о стабильной ситуации на внутреннем рынке по дизелю и сжиженному углеводородному газу (СУГ).

Цены на СУГ и дизель зависят от экспортной альтернативы, на них не распространяются механизмы сглаживания внешних цен, как в случае с бензиновым демпфером, но внутренний рынок по этим категориям стабилен.

Российский потребитель обеспечен дизелем и СУГ. Цены на дизельное топливо растут в пределах инфляции, а что касается СУГ, используемого в качестве моторного топлива, то цены на него ниже, чем на бензин и дизель, в частности, из-за отсутствия акциза.

СУГ является смесью легких углеводородов, и на него существует большой спрос, причем как в РФ, так и на внешнем рынке. Он используется в качестве автомобильного топлива, сырья в нефтехимическом производстве и в бытовом хозяйстве.

Наиболее известными представителями СУГ являются пропан, бутан и пропан-бутановая смесь. СУГ в основном экспортируется автомобильными и железнодорожными цистернами на самые разные рынки, включая государства Средней Азии.

СУГ востребован в народном хозяйстве
wikipedia.org &nbsp/&nbspBurger / Общественное достояние

Афганистан является специфичным рынком

На экспорте СУГ можно заработать хорошие деньги. Буквально за неделю спотовые цены на СУГ с отгрузкой в Киргизию, Таджикистан и Афганистан подорожали в несколько раз из-за нехватки продукта в Казахстане.

Заметней всего цены на пропан-бутановую смесь увеличились на узбекско-афганском пограничном переходе Галаба – Хайратан. Цена поднялась с 60-75 долларов за тонну до 460-500 долларов, но это особый афганский рынок.

В Афганистане слабое центральное правительство, а признанный террористической организацией Верховным судом РФ «Талибан»* (запрещена на территории РФ) обладает большим влиянием и периодически блокирует отдельные регионы страны, что сказывается на внутренних ценах.

Однако сегодня рост цен на СУГ характерен для всей Центральной Азии. Пропан-бутановая смесь на киргизско-казахстанской границе подорожала с 10-15 долларов за тонну до 460-500 долларов, и это является резким изменением.

«Афганистан не имеет значимых позиций в исследованиях, касающихся потребления пропана и бутана», - резюмирует Фролов.

Причины подорожания цен внутри Афганистана на СУГ или любой другой продукт специфичны. Страна не является крупным потребителем, из-за чего внутренняя ситуация там зависит от политики и условий, которые ставят экспортеры.

Ситуация в Афганистане остается напряженной
wikipedia.org &nbsp/&nbspseair21 / Lukas Augustin / CC BY 3.0

«Проблемы в Афганистане могут быть связаны со спецификой работы перевалочных пунктов и ростом потребления СУГ как топлива для автомобилей, но 500 долларов за тонну – это не запредельная цена для пропан-бутановой смеси», - заключает Фролов.

Всего несколько месяцев назад на российской бирже рублевые котировки на СУГ приближались к данной отметке. Сейчас цены снизились и находятся в районе 29-30 тысяч рублей за тонну, что не так уж и далеко от 500 долларов.

СУГ является экспортным товаром

«Пропан и бутан используются в экономике по нескольким направлениям и в первую очередь как сырье для нефтехимической промышленности. СУГ требуется для производства пластика и другой синтетической продукции», - констатирует Фролов.

Нефтехимия касается не только пропана и бутана, но и всей номенклатуры СУГ, куда входит много разных товаров. Необходимо назвать пропилен и полипропилен, являющиеся побочным продуктом нефтепереработки.

СУГ экспортируют многие компании, это не такой централизованный рынок, как в случае с газом и нефтью.

Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов
Федеральное агентство новостей &nbsp/&nbspСтепан Яцко

«Одним из крупнейших покупателей российских пропана и бутана является Турция. Граждане должны знать, что при покупке искусственного ковра из Турции или турецкой пластиковой трубы они приобретают товар, сделанный из нашего сырья», - резюмирует Фролов.

Вторым направлением промышленного использования СУГ остается коммунально-бытовой сектор.

«Пропан и бутан используют для автономной газификации: деревенские газовые плиты работают на этом топливе. Можно вспомнить про красный баллон, ставящийся рядом с плитой, на котором для готовки надо откручивать вентиль», - заключает Фролов.

Еще есть вариант газгольдера, строящийся обычно в крупных поселках. От него до домов проводится трубопроводная система, доставляющая СУГ до конечного потребителя как обычный сетевой газ, просто вместо метана там используется пропан или бутан.

«Третье направление – это автомоторное топливо. Пропан и бутан используются автомобилистами и имеют большую популярность в Турции, Польше, Италии, Южной Корее и Индии», - констатирует Фролов.

В СССР часто переделывали автомобили под СУГ
Невские Новости &nbsp/&nbspДиана Колобаева

В 1980-е годы в СССР была налажена переделка под СУГ «москвичей» и «жигулей», для этого создали систему заправок, которой активно пользовались граждане. Особого смысла здесь не было – топливо было дешевым, но у нас любили заниматься экономией. Например, часто ставили прокладки в двигателях, работающих на АИ-92, чтобы применять более дешевый АИ-76.

Неудивительно, что экспорт российского СУГ на Украину не прекращался даже во время энергетических истерий Киева.

* Террористическая организация, запрещена на территории РФ.