Журналисты рассказали об уникальном советском самолете для перехвата шпионов ЦРУ
wikipedia.org  /  Clemens Vasters/CC BY-SA 2.0

Колоссальная по своим масштабам шпионская операция ЦРУ была свернута, когда советские инженеры разработали самолет М-17 "Стратосфера", пишет издание Baltnews.

Журналисты рассказали об уникальном советском самолете для перехвата шпионов ЦРУ
wikipedia.org  / Clemens Vasters/CC BY-SA 2.0

В 1956 году сотрудники Центрального разведывательного управления США стали использовать метеорологические аэростаты для сбора информации. Программа получила название Genetrix и весь ее ресурс был направлен на СССР.

Аэростаты оборудовали специальными сверхточными фотоаппаратами. Их запускали из Гибельштадта и Оберпфаффенхофена в Западной Германии, с норвежского аэродрома Гардермоен, а также с авиабазы Инджирлик в Турции. Американцы полагали, что таким образом можно сфотографировать оборонные предприятия, аэродромы, военные полигоны, электростанции и другие стратегически важные объекты.

cia.gov  / 

В Москве осознавали весь масштаб проблемы, но тогдашние истребители не могли подняться на высоту 25 километров. Недостижимыми аэростаты были и для зенитных орудий, а использовать ракеты было слишком накладно, говорится в публикации Baltnews. Перечеркнуть планы ЦРУ взялись инженеры экспериментального машиностроительного завода под руководством Владимира Мясищева. Они создали уникальный самолет, впервые использовав сверхкритический высоконесущий профиль крыла.

Первый полет нового М-17 "Стратосфера" состоялся весной 1982 года, но применить самолет по назначению так и не получилось — в ЦРУ предпочли отказаться от использования аэростатов для шпионажа.