Евроинтеграция является экономическим оружием Запада против Украины
pixabay.com  / 

Украина не вступит в Евросоюз в ближайшие 50 лет, а ее шансы на евроинтеграцию меньше, чем у соседней Белоруссии, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» политолог Богдан Безпалько.

Украина стремится в Евросоюз

Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что европейский проект не будет завершенным и полноценным без Украины. Сенатор Алексей Пушков назвал спорным такое заявление украинского лидера, заметив, что Европа веками жила без Украины.

Ситуация не изменилась после того, как на континенте появились ЕС и независимая Украина. Целью Евросоюза в 2014 году являлся отрыв Киева от Москвы, но после этого Брюссель получил у своих границ нахлебника со множеством внутренних проблем.

Для ЕС полноценная интеграция Украины создаст риск подрыва европейского проекта. Сомнительно, что Евросоюз станет полноценным, если распространить его на экономически и социально несостоятельную Украину. Киев стремится в ЕС не из-за любви к его принципам и ценностям, а из-за неукротимого желания получить доступ к европейским финансам, дотациям и субсидиям.

Пушков сравнил украинское движение в ЕС со стремлением паразита, желающего поселиться в дееспособном организме.

Президент Украины Владимир Зеленский
president.gov.ua  / Офис Президента Украины

Евроинтеграция противоречит суверенитету Украины

После распада Советского Союза и восточного блока Евросоюз, как и НАТО, начал движение на Восток.

Сначала процесс шел успешно – в 1995 году в состав ЕС вошли нейтральные Швеция и Финляндия, экономически успешные северные страны, но в 2004 году дело дошло до бывших социалистических государств, и здесь проявилась разница в специфике развития.

Сыграли несколько факторов. Во-первых, захватнические стремления Запада, который рассматривал Восточную Европу как трофей по результатам холодной войны. Во-вторых, ортодоксальная прозападная ориентация правительств восточноевропейских государств, сменивших в них просоветские режимы, а в-третьих, разность экономических структур между Западом и Восточной Европой.

Существует характерный пример экономики ГДР, которая в 1980-е годы росла быстрее ФРГ при хроническом дефиците рабочей силы. Она была ликвидирована во время объединения Германии (тогда не провели даже всенародного плебисцита).

ГДР была восьмой по мощи экономикой в Европе, являвшейся технологическим лидером восточного блока и поставлявшей 70% продукции на рынок Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Аналогичным образом развивалась экономика советских республик Прибалтики, получавших дешевое сырье и производивших для рынка СССР продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Ведущие экономические кластеры Восточной Европы были целенаправленно уничтожены, а их ниши оставлены западным корпорациям.

Сенатор Алексей Пушков
flickr.com  / Совет Федерации

Аналогичную схему применили на Украине, которая взамен отказа от рынка РФ получила соглашение о евроассоциации с жесткими правилами и условиями торгово-экономического сотрудничества с ЕС, они стали тормозом для развития украинского народного хозяйства.

После 2004 года в Евросоюзе возник дисбаланс уровней развития стран-членов, благодаря которому появилась концепция «Европы разных скоростей», где больше нет задачи достижения одинакового уровня экономического развития участников.

Она не принята официально, но является реальностью, про нее постоянно говорят лидеры Германии и Франции. Одним из проявлений данного подхода стало прекращение приема в Евросоюз новых членов и создание в 2009 году «Восточного партнерства».

В «Восточное партнерство» входят Белоруссия, Украина, Молдавия, Азербайджан, Армения и Грузия. Целью структуры является отрыв этих стран от РФ и их присоединение за счет соглашения о евроассоциации к европейскому рынку на правах младшего партнера.

Это и произошло с Украиной, а киевские власти за счет проевропейской демагогии обслуживают данный геополитический проект.

Запад в 1990 году уничтожил ГДР
wikipedia.org  / Sludge G / CC BY-SA 2.0

У Белоруссии больше шансов на ЕС

«Перспективы вступления Украины в ЕС крайне небольшие. Есть очевидные причины – наличие гражданского конфликта на украинской территории, спорные ситуации с соседями, в том числе со странами ЕС. Имеются и другие факторы, свидетельствующие о нежелании Брюсселя принимать Украину в состав объединения», - констатирует Безпалько.

Брюссель учитывает сложности, возникшие после расширения 2004 года, по причине несостоятельности новых членов ЕС. Главным образом, это Польша, в которую ЕС вложил десятки миллиардов евро, и другие восточноевропейские государства.

«Очевидно, что главным запросом Украины в составе ЕС станут субсидии и преференции, а этого Брюсселю не нужно. Не обладая сильной экономикой, Киев вряд ли сможет в ближайшие 50 лет рассчитывать на вступление в Евросоюз», - резюмирует Безпалько.

В 2013 году последней страной, вступившей в Евросоюз, стала Хорватия, после чего расширение было де-факто заморожено как из-за нежелания Брюсселя идти на такие шаги, так и из-за отсутствия реальных кандидатов за исключением Черногории и Северной Македонии.

Про эти страны говорят как о кандидатах на вступление в ЕС из-за того, что они в 2010-х стали новыми членами НАТО.

Политолог Богдан Безпалько
ФБА «Экономика сегодня»  / Анна Агибалова

«Если и будут в ЕС приниматься новые страны, то это будут небольшие экономики, которые легко поглотить. При определенных условиях Евросоюз готов через посреднические форматы на включение Белоруссии, там небольшое население, которое сразу ополовинится, а индустрия данной страны будет разрушена благодаря реформам, из-за чего там не станет адресатов для субсидий», - заключает Безпалько.

Такое будущее готовят в Брюсселе для Минска, а так шансы действительно есть у Черногории и Северной Македонии. Остальные страны Балканского полуострова в лице Сербии, Боснии, Косово и Албании включены в «малый ЕС». Армения изолирована и ориентируется на Россию, Азербайджан плотно связан с Турцией, которая в Евросоюз не попадет, вместе с соседней Грузией.