Российский «Мостотрест» оставит след на Великом шелковом пути
ФБА «Экономика сегодня»  / 

Трасса «Европа – Западный Китай» станет безопасной и более оперативной альтернативой морским перевозкам, которая также позволит развивать туризм и создавать рабочие места, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» руководитель Школы востоковедения факультета экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Карнеев.

 В участок трассы «Европа — Западный Китай» готовы вложить триллион рублей
ФБА «Экономика сегодня»  / 

Российская компания «Мостотрест», известная проектами по строительству и реконструкции автодорожных мостов и дорог, в рамках глобальных планов по возрождению экономического пояса Великого шелкового пути может получить право на возведение одного из участков амбициозной трассы «Европа — Западный Китай».

Приоритеты трассы «Европа – Западный Китай»

Инвестиции в строительство не только внушительного участка скоростной трассы, но и части объектов на ней, оцениваются в триллион рублей.

Как заявил вице-премьер Марат Хуснуллин, строительство международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай» также является одним из приоритетов нацпроекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». 

Суэцкий канал не всегда надежен для грузоперевозок
wikipedia.org  / CC BY-SA 3.0

Ожидается, что трасса протяженностью более 8,4 тыс. км соединит Европу и Китай, позволив грузоперевозчикам серьезно экономить время в пути.

«Подобные крупные инфраструктурные проекты не случайно начали обсуждать еще в 1990-х, – объясняет Андрей Карнеев. – Существуют два крупнейших хаба: Восточная Азия и Западная Европа. Поэтому идея связать их не только морскими маршрутами, но и перевозкой по суше позволит ускорить транспортировку грузов».

Значительная часть грузов в Европу идет из Восточной Азии: из Японии, Южной Кореи, Китая. Обычно маршрут строится вокруг материка через Суэцкий канал.

«У морской дороги есть свои недостатки, а главное – риски, которые могут стать критичными. Это в полной мере продемонстрировала ситуация в Суэцком канале, когда в марте огромный контейнеровоз заблокировал на несколько дней сотни судов», – подчеркнул Карнеев.

Протяженность морского маршрута составляет примерно 24 тыс. километров, а доставка груза занимает от 40 до 50 суток. Новая автомагистраль обеспечит высокий уровень безопасности перевозок и позволит сократить время в пути как минимум до десяти суток.

«В этом отношении перевозки по железным дорогам и автомобильным магистралям позволяют продумывать альтернативные варианты перемещения, что важно на случай возникновения каких-то непредвиденных ситуаций, – комментирует Карнеев. – И железные, и автомобильные дороги могут не только конкурировать, но одновременно с этим и замещать, и дополнять друг друга».

Эксперт отметил, что подобные проекты открывают возможность в будущем наращивать объемы пассажирского транспорта, развивать в том числе туристические направления. Кроме того, странам, занятым в строительстве мегадорог, открываются новые контакты, создаются рабочие места, связанные с растущей инфраструктурой.

Инфраструктурные проекты стимулируют экономический рост

ПАО «Мостотрест» зарекомендовало себя во время строительства основного хода Юго-Восточной хорды в Москве со съездами на Третье транспортное кольцо (ТТК), Рязанский проспект и Нижегородскую улицу.

Морская транспортировка грузов дольше сухопутной на 10 дней
wikipedia.org  / «Mike» Michael L. Baird / CC BY 2.0

«Мостотрест» ранее принимал активное участие в строительстве объектов транспортной инфраструктуры зимних Олимпийских игр в Сочи: транспортных развязок и совмещенной дороги по маршруту Адлер — курорт «Альпика-Сервис».

Сейчас одним из приоритетных проектов компании является седьмой участок трассы Москва — Казань, в строительство которой планируют вложить примерно 115 млрд рублей. Восьмой участок этой же дороги уже планирует строить ООО «Трансстроймеханизация», входящее в группу АО «Дороги и мосты». Цена контракта — 123 млрд рублей.

Автотрасса обеспечит безостановочное скоростное автомобильное сообщение между четырьмя агломерациями России: Московской, Самарско-Тольяттинской, Нижегородской и Казанской, что станет триггером для их развития.

По оценкам экспертов, после реализации проекта суммарный прирост валового регионального продукта (ВРП) на этих территориях составит более 500 млрд рублей к 2050 году.

В октябре 2020 года была завершена реструктуризация группы «Мостотрест», в результате которой на рынке появилось два независимых друг от друга юридических лица: АО «Дороги и мосты» (куда входит «Трансстроймеханизация») с комплексными компетенциями в сфере строительства, эксплуатации транспортной инфраструктуры, и ПАО «Мостотрест» — отдельная самостоятельная компания со специализацией на строительстве инженерных и других транспортных сооружений.