Электротранспорту не удастся снизить углеродный след в России
pixabay.com  /  Joenomias

Электротранспорту не удастся снизить углеродный след в России, пока в стране не развита инфраструктура для электрического автопрома. Такое мнение в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» высказал эколог Илья Рыбальченко.

Электротранспорту не удастся снизить углеродный след в России
pixabay.com  / Joenomias

Глава Минпромторга России Денис Мантуров сообщил о необходимости перехода в транспортной сфере к машинам с низким углеродным следом и беспилотникам.

«Нам предстоит осуществить переход к беспилотникам и к машинам с низким углеродным следом. Ярким примером развития в эту сторону являются судостроители, которые разрабатывают опытные образцы на электроходу, а также на водороде.

Более того, они активно и успешно тестируют технологии автономных навигаций. Мы рассчитываем уже к 2024 году увидеть эти продукты, решения на водных маршрутах нашей страны», – отметил Мантуров.

По его мнению, это поможет сократить количество выбросов. 

Бесперспективно в ближайшем будущем

Специалисты Минпромторга совместно с Минэкономразвития РФ разработали концепцию развития электротранспорта в России. Ее целями стали создание в стране новой технологической отрасли, а также увеличение к 2030 году объема производства электромобилей до 10%. Инженер-физик и эколог Илья Рыбальченко считает, что в ближайшее время России не удастся перейти на электрические автомобили, прежде всего, из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры.

«Электромобиль является реальной альтернативой бензиновому авто при наличии такой же развитой системы заправок, как и для обычных автомобилей. Представьте себе, что вы решили путешествовать, допустим, в Нижний Новгород. По дороге вы увидите сотни бензиновых заправок, в том числе в глубинках, если захотите что-то посетить по дороге, свернуть в какую-нибудь интересную деревню, посмотреть достопримечательности.

Электромобиль же даже при условии создания первичной системы заправок, не позволит, например, поехать на дачу, которая находится вдали от большой магистрали. Потому что понятно, что где-то возле дач такие сети не будут установлены», – отмечает эксперт.

Он считает эту затею бесперспективной, по крайней мере, пока государство не начнет создавать системы зарядки аккумуляторов.

Тем не менее расширять рынок электромобилей в стране все-таки планируют. Пилотными регионами для реализации программы станут Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Сочи, Калининград, а также Казань и Нижний Новгород, где будут разработаны программы развития инфраструктуры. Согласно оценкам ведомства, количество приобретаемых электромобилей в России увеличится за восемь лет с 1,7% до 15%. На реализацию проекта направят 590 млрд рублей. 

Электротранспорту не удастся снизить углеродный след в России
pixabay.com  / stux

Как помочь экологии

Перед российским автопромом стоит поставить задачу по производству новых машин на СПГ (сжиженный природный газ), электротяге и водородных топливных элементах, считают эксперты. Эколог Илья Рыбальченко отмечает, что автомобили с комбинированными двигателями смогли бы улучшить экологическую ситуацию.

«Что касается реального пути снижения углеродного выброса, мне кажется, что здесь нужно идти двумя путями. Первый путь очевиден — это работа с автомобильными производителями с точки зрения снижения выбросов и, конечно же, переход на комбинированные двигатели, когда в авто есть и электрический двигатель, и стандартный бензиновый. В том числе такой бензиновый двигатель может использоваться для того, чтобы выработать необходимую электроэнергию, если сел аккумулятор. Такой вариант абсолютно перспективен», – считает собеседник ФБА «Экономика сегодня».

Электротранспорту не удастся снизить углеродный след в России
ФБА «Экономика сегодня» .  / 

Вторым вариантом, по мнению эколога, является постоянный мониторинг за качеством бензина, который производят топливно-энергетические комплексы (ТЭК). Также было бы хорошо наладить в РФ выработку пиролизного топлива.

«Заставить наших крупных производителей ТЭК вырабатывать более качественный бензин. То есть на самом деле, если развернуть по всей стране систему мониторинга качества бензина, то, уверяю вас, мы сможем очень здорово поработать с выбросами.

Еще один момент: в США в составе бензина до 30% так называемого пиролизного топлива. То есть топливо, которое вырабатывается в результате переработки мусора. Если государственные менеджеры в РФ внимательно стыковали бы экологические программы, вот это было бы самым хорошим и правильным направлением. Почему, действительно, у нас мусор сейчас планируется сжигать, а не перерабатывать в топливо? В этом случае мы решали бы одновременно две проблемы», – подытожил эксперт.

Примечательно, что в России собираются распространить программы льготного лизинга и автокредитования на низкоуглеродный транспорт: с 2022 года на электромобили, а в последующем и на водородные.