Дорогой предмет: Россия не потянула обучение детей двум иностранным языкам
gov.spb.ru  /  Пресс-служба Администрации Губернатора Санкт-Петербурга

Отказ от изучения второго иностранного языках в российских школах не лучшее решение, так как от этого не выиграют ни учителя, ни ученики. Однако обучать школьников двум языкам оказалось слишком дорого. Такое мнение в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» высказала учитель английского языка Марина Балуева.

Дорогой предмет: Россия не потянула обучение детей двум иностранным языкам
gov.spb.ru  / Пресс-служба Администрации Губернатора Санкт-Петербурга

Второй иностранный язык станет необязательным для изучения в российских школах. Это стало возможным благодаря новым федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), которые начнут работать с сентября 2022 года. Как отметил глава Минпросвещения Сергей Кравцов, изучение второго иностранного языка теперь будет на усмотрение родителей.

«В соответствии со стандартом введение второго обязательного языка определяется школой с учетом мнения родителей. Тот вариант стандарта, который принят, здесь такая формулировка», – отметил Кравцов.

Никто не выиграет

До 2019 года второй иностранный язык преподавался лишь в некоторых школах по причине нехватки кадров и ресурсов. В сентябре того же года Минпросвещения России опубликовало письмо «Об изучении учебного предмета «Второй иностранный язык», после которого школы массово начали включать в программы изучение второго иностранный язык.Но ресурсов по-прежнему не хватало, так что не у всех организаций получилось ввести такой предмет в программу. 

Активист межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Марина Балуева считает, что отмена второго иностранного языка не пойдет на пользу школьникам. В этой ситуации не выиграют ни учителя, ни дети, ни их родители.

«Здесь все только проигравшие, потому что второй язык – это нормально для сегодняшнего времени. Получается, что приходится отказываться от того, что нужно.

Иностранный язык у нас в школах изучается с большим трудом, поэтому если кто-то хочет им владеть, то дополнительно должен взять репетитора. Школа не справляется с тем, чтобы научить ребенка иностранному языку. Здесь причина материальная: это дорогой предмет, и на него нужны средства», – говорит учитель.

Дорогой предмет: Россия не потянула обучение детей двум иностранным языкам
pixabay.com  / libellule789

К 2024 году в России должен завершиться переход на новейшие ФГОС третьего поколения. Сейчас продолжается их разработка и совершенствование. Предполагается, что главным отличием от предыдущих стандартов станет конкретизация и возможность практики для учеников. По новым ФГОС второй иностранный в школе перестанет быть обязательным. По мнению Балуевой, в нашей стране хватает кадров, чтобы обучить детей. Другой вопрос, какие условия им предлагаются.

«Кадры есть, но происходит их отток из школы. Учитель иностранного языка всегда найдет себе работу и в качестве переводчика, и гида, и репетитора. Поле применения достаточно широкое.

А вот в школы не хотят люди идти. И если бы были привлекательные условия для учителей, то они бы шли в школы, и нашлись бы специалисты. Но надо работать над тем, чтобы эта профессия была привлекательной. Сегодня она очень тяжелая, неблагодарная и неоплачиваемая, в ней много минусов», – отмечает спикер.

Учителя во всем виноваты

Многие родители и школьники не понимают, зачем изучать второй иностранный в школе. Но владение несколькими языками имеет ряд преимуществ, уверяют эксперты. Как минимум, в наше время деловые и экономические отношения не ограничиваются одной страной.

Сейчас работа учителем стала неблагодарной профессией, считает Марина Балуева. Несмотря на то что власти всегда обозначают значимость педагогов, на деле все обстоит иначе.

«То, что учителя не хотят идти работать в школы, зависит от многих факторов. Прежде всего это низкие зарплаты, далее – очень унизительное положение педагога, с которым никто не считается, и реально низкий статус. Хотя все говорят о высоком статусе – в правительстве и городских администрациях стараются подчеркнуть, насколько важна эта профессия, – на деле это не так.

Учитель обязан всем: администрации, родителям, ученикам. Учитель перед всеми виноват, их всегда делают виноватыми во всех проблемах. Это все очень неприятно. В этом тоже заключается моральный фактор, отталкивающий от этой профессии», – подытожила собеседница ФБА «Экономика сегодня».

Дорогой предмет: Россия не потянула обучение детей двум иностранным языкам
pixabay.com  / 

Тем не менее новые стандарты обучения, предусматривающие отмену изучения второго иностранного языка в школах, начнут действовать уже в 2022 году. Корректировки предметов по согласованию с родителями могут быть сделаны уже в 2021-м.

Кроме этого, в прошлом году Минпросвещения отказалось от идеи сделать обязательным ЕГЭ по иностранному языку. Решение было принято по итогам широких обсуждений с общественниками и экспертным сообществом.