Запрос Украины на консультации с Еврокомиссией по «Северному потоку – 2»в рамках договора об ассоциации заставит Киев повторить диалог с США, рассказал ФБА «Экономика сегодня»эксперт ФНЭБ и Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.
Запрос Украины на консультации с Еврокомиссией по «Северному потоку – 2»в рамках договора об ассоциации заставит Киев повторить диалог с США, рассказал ФБА «Экономика сегодня» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.
Украина получила подтверждение о том, что Европейская комиссия начала рассматривать запрос Киева на проведение консультаций по газопроводу «Северный поток – 2» в рамках соглашения об ассоциации страны с Европейским союзом.
Представитель Еврокомиссии Набила Массрали в ходе брифинга в Брюсселе пояснила, что консультации с Киевом будут «связаны с сотрудничеством по инфраструктуре и вопросам, связанным с торговлей энергоресурсами в рамках Соглашения о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли, а также с энергетическим сотрудничеством в рамках экономического и секторального взаимодействия».
«Ничего не может повлиять на реализацию проекта и стадию строительства «Северного потока – 2». Американцы открыто признали, что даже они не способны ничего предпринять сейчас, во время ввода в эксплуатацию и в последующие периоды.
Фактически Украина никогда не была стороной процесса противодействия строительству магистрального газопровода. Вопрос о «Северном потоке – 2» на протяжении всего периода решался в треугольнике Соединенные Штаты Америки – Российская Федерация – Германия и Европейский союз. Именно между этими сторонами проходили основные переговоры и споры, Киев не влиял на процесс, а был инструментом в руках более крупных игроков», - прокомментировал событие эксперт Юшков.
Украинскому государству отводилась специальная роль, исполняя которую оно озвучивало необходимые тезисы, предпринимало попытки политизировать проект и напомнить странам Европейского союза о проблеме и угроза «Северного потока – 2».
«Теперь же заявки в Европейскую комиссию на разъяснения и беседы никак не повлияют на принятое решение крупными игроками, которое откровенно не устраивает киевских политиков.
Украина старается сохранить лицо, поскольку в сухом остатке мы увидим, что газопровод «Северный поток – 2» будет введен в эксплуатацию и начнет работать на общих основаниях. Остальное – детали. Даже то, что Германия оставила за собой право после переговоров с Соединенными Штатами Америки вводить санкции в случае каких-либо действий российской стороны», - сказал эксперт.
Германия и США достигли соглашения по ситуации с газопроводом в июле 2021 года. Берлин согласился принять меры по поддержке европейского энергетического рынка и допустил санкции в отношении России в случае попыток Москвы ограничить поставки энергоносителей.
Кроме того, Германия взяла на себя обязательства выделить 200 млн евро на поддержку энергетического сектора Украины, организовав фонд размером в миллиард долларов США. Таким образом Берлин намерен требование Вашингтона продлить соглашение о транзите российского газа через Украину после 2024 года.
В условиях, когда все участники геополитического процесса понимают, что завершение строительства магистрального газопровода из Российской Федерации в Германию играет не в пользу украинского государства, Киев, который откровенно проиграл, начинает паниковать.
«Решение в пользу Украины – это остановка процесса и запрет на эксплуатацию «Северного потока – 2». Украина думает, что еще ничего не закончилось и можно убедить Европу, что нужно все менять.
Реакция украинских политиков – это доказательство того, что украинцам представляют версию, где Киев якобы что-то решает и могут все разрулить. Другое поведение представить сложно, поэтому киевские власти поедут в Брюссель, где сим скажут, что по-другому нельзя и невозможно применить санкции против России, исходя из желания Украины», - описывает положение украинской стороны Игорь Юшков.
Остановить проект можно было только через применение ограничений, так как он полностью соответствует европейскому законодательству, так как «Северный поток – 2» строится по правилам Евросоюза и по его же правилам будет эксплуатироваться.
Ранее вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины Ольга Стефанишина рассказала о требованиях Киева, среди которых гарантия сохранения транзита и продолжение контрактных отношений с российской стороной, а также «гарантии, а не договоренности» о «территориальной целостности и суверенитете».
Помимо прочего украинская сторона потребовала у Брюсселя выполнить обязательств по интеграции рынков газа и электроэнергии в соответствии с соглашением об ассоциации с Европейским союзом.
«Евросоюз при этом не собирался принимать санкции против магистрального газопровода или компании «Газпром». С точки зрения европейских властей, трубопровод легальный, нормальный, как и любые другие инфраструктурные проекта.
Все это и расскажут Украине в Брюсселе, после чего президент Владимир Зеленский снова может отправиться в Вашингтон, чтобы рассказать о каких-то гарантиях. Постепенно негативная эмоция уляжется, и Украина из стадии отрицания перейдет в стадию торга и продолжит добиваться преференций», - констатировал Юшков.