Будут гореть провода на столбах: готова ли Украина пересесть на электромобили в угоду ЕС
pixabay.com  /  stux

Экономическая ситуация на Украине такова, что законопроект по внедрению электромобилей может стать поводом попросить у Евросоюза деньги на развитие экологических проектов, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» политолог Дмитрий Журавлев

Украина обгоняет Евросоюз в «зеленых» амбициях

Министерство инфраструктуры Украины (МИУ) подготовило законопроект, согласно которому с 2027 года запрещаются ввоз и первая регистрация подержанных дизельных автомобилей, а с 2030 года ограничение распространяется на куплю-продажу любых авто с двигателями внутреннего сгорания (ДВС).

Ожидается, что население пересядет на электромобили. Евросоюз также планирует ввести запрет на продажу новых бензиновых и дизельных авто, но чуть позже – в 2035 году.

«В том, что украинское законодательство абсолютно декларативно, нет ничего нового, – объясняет Дмитрий Журавлев. – Законы принимаются для того, чтобы начальство оценило их верность и готовность бежать впереди паровоза. Евросоюз 2035 год называет, а киевские власти 2030-й, хотя в стране нет никакой инфраструктуры, а значит, и предпосылок для качественного развития инфраструктуры нет».

Киев продолжает обещать

Эксперт отметил, что емкость батарей электромобилей не очень большая, поэтому для них потребуются зарядные станции в значительно большем количестве, чем АЗС для классических автомобилей.   

Верховная рада рассмотрит законопроект о запрете на ввоз бензиновых авто
president.gov.ua  / Пресс-служба президента Украины

«В стране нет не только среды для электромобилей, но и для обычных авто она не слишком развита. Люди продолжают беднеть, и в этой связи сложно говорить о новых машинах – покупательский спрос слишком низок. Кроме того, дороги Украины далеки от немецких, мягко говоря, а значит, ездить электромобилям там будет трудно. Но это никого не интересует, главное – показать хозяину свою верность», – рассуждает Журавлев.

Не готовы к нагрузке в виде электромобилей и изношенные электрические сети страны. По словам гендиректора украинского торгового дома Sunoil и главы одноименной сети АЗС Леонида Косянчука, электрощитки в жилых домах начинают гореть даже от включаемых обогревателей. «Я вам даю гарантию, что на столбах будут гореть провода (в случае массового внедрения электромобилей. – Прим. ред.)», – цитируют Косянчука СМИ Украины.

Эксплуатационные преимущества электромобилей перед классическими автомобилями скрадывает также интенсивный рост тарифов на электроэнергию, которые в январе текущего года увеличились сразу на 30%.

Все эти факторы вызывают сомнения, что Украине удастся пересесть на экологичный электрический транспорт.

«Тот факт, что закон примут на бумаге, а в жизни ничего не произойдет, не смутит киевские власти – они уже много чего обещали, к примеру, паспорта и уровень жизни Евросоюза. Однако ничего этого нет и не предвидится», – подчеркнул Дмитрий Журавлев.

Украину наводнят подержанные легковушки из Европы

МИУ согласно с тем, что есть некоторые сложности в реализации закона. Помимо отсутствия инфраструктуры для электромобилей, в самом ведомстве уже опасаются, что еще до установления запрета страна захлебнется огромным количеством подержанных автомобилей с ДВС, которые станут продавать после 2030 года.  

Чаще всего подержанные автомобили из Европы уходят на Украину, в Албанию и Косово
Федеральное агентство новостей  / Василий Таран

Согласно законопроекту, запрет не будет распространяться на использование уже завезенных в страну автомобилей с ДВС, а также тех, которые получили в наследство или же приобрели для нужд армии и сельского хозяйства.  

Журавлев отмечает, что Украина уже стала своеобразной автосвалкой для легковых автомобилей из Германии и Франции.

«В Европе очень высокие требования к машинам, если их выполнить не получается, приобретают новое авто. Огромное количество старых и невостребованных в Европе автомобилей переезжает на Украину, равно как в Албанию или Косово. В этом отношении не совсем понятно, о каких электромобилях идет речь», – комментирует эксперт.

Вместе с тем, если предположить, что Украине удастся организовать инфраструктуру для электромобилей и полностью запретить куплю-продажу новых автомобилей с ДВС, путь к достижению европейских экологических целей для страны окажется слишком долгим.

Зампредседателя украинского научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев на своей странице в Facebook подсчитал, что для полной замены автомобилей с ДВС на электрокары потребуется порядка 140 лет, учитывая, что в стране зарегистрировано около 14 млн АТС и ежегодно приобретается около 100 тыс. новых авто.

Электромобили могут стать причиной просить деньги у ЕС

Дмитрий Журавлев считает, что законопроект МИУ может стать поводом попросить материальную помощь у европейских организаций. «МВФ – международная организация, и он не так погружен в тему экологии, как Евросоюз. Европу больше интересует социальная инфраструктура и в меньшей степени экономические возможности. Мировые структуры все-таки исходят из того, чтобы вернуть выданные кредиты», – комментирует эксперт.

Европа вполне может дать денег под то, чтобы расширить зеленую зону за счет Украины. Однако не стоит переоценивать этот момент: Брюссель достаточно прижимист. С другой стороны, экономическая ситуация на Украине такова, что ей нужны любые деньги, заключил Дмитрий Журавлев.