Переговоры РФ и США по замене СНВ-III приведут к встрече «ядерной пятерки»
Федеральное агентство новостей  / 

США настроены на достижение компромисса с Россией по вопросам стратегической стабильности, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» руководитель Центра прикладных исследований Института США и Канады РАН Павел Шариков.

Россия и США обсудят замену СНВ-III

Заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков заявил, что Москва отправила в Вашингтон в письменном виде предложения по работе в области стратегической стабильности, предваряющие намеченные на завтра, 28 июля, консультации в Женеве.

Подходы РФ и США совпадают не во всем, а встреча назначена для того, чтобы углубленно проанализировать расхождения и нащупать пути к компромиссу. Москва и Вашингтон настроены на диалог в сфере безопасности, но для этого надо найти общий подход.

Москва хочет понять серьезность американских намерений на новое соглашение в сфере стратегической стабильности.

На переговорах в Женеве российскую сторону представит Рябков, а американскую – первый заместитель госсекретаря США Уэнди Шерман. Целью встречи является выработка схем по совместной работе в сфере стратегической стабильности.

Заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков
ФБА «Экономика сегодня»  / Герман Парло

«Тема является перспективной, а договариваться надо о правилах соперничества в сложном мире. Прежде всего стоит согласовать использование или неиспользование ядерного оружия», - констатирует Шариков.

Единственным соглашением, регулирующим ядерную проблематику, является договор между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-III), продленный в начале года на пять лет.

Администрация Дональда Трампа систематически выступала против этого соглашения и саботировала его продление, но приход к власти в США Джо Байдена изменил американский подход. Москва и Вашингтон быстро закрыли все вопросы.

Тогда Байден позвонил президенту РФ Владимиру Путину, после чего стороны продлили СНВ-III без дополнительных условий, но это соглашение нулевых годов, которое к 2026-му не будет отражать расклад сил, поэтому нужен новый договор по ядерным вопросам.

«Договору СНВ-III, который не без проблем в феврале 2021 года был продлен, остается 4,5 года. И это гарантийный срок взаимных проверок, ратификаций, ограничения наращивания ядерных потенциалов. За это время необходимо договориться, каким будет выглядеть новое соглашение, способное пройти через ратификацию в РФ и США», - резюмирует Шариков.

Пока сложно сказать о его базовых условиях и пунктах, но нельзя повторять историю с СНВ-II, где ратификация затянулась на годы.

Путин и Байден недавно провели двустороннюю встречу
kremlin.ru  / Администрация президента России

Возможно расширение участников переговоров

«Говорить есть о чем, но с американской стороны существует большое желание подключить к обсуждению Китай, но непонятно, как это сделать, тем более соглашения по стратегической стабильности исторически носят двусторонний характер», - заключает Шариков.

В 1972 и 1979 годах СССР и США подписали два соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-I и ОСВ-II), в 1991 году стороны перешли к сокращению наступательных вооружений, так появился договор СНВ-I.

В начале 1993 года было подписано СНВ-II. Это соглашение было ратифицировано в США, но Госдума РФ посчитала его невыгодным для российских интересов. 14 июня 2002 года Москва официально вышла из СНВ-II в ответ на выход США из договора по ПРО, приведшего к созданию американских ракетных районов возле российских границ – в Румынии и Польше.

В 2002 году вместо СНВ-II был подписан более мягкий договор о сокращении стратегических потенциалов (СНП), который в 2010 году был заменен на подписанный в 2009 году в Праге СНВ-III. Еще в российско-американской системе соглашений по безопасности был договор 1987 года о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД). Его отменил Трамп, но данный вопрос вряд ли реанимируют.

Руководитель Центра прикладных исследований Института США и Канады РАН Павел Шариков
msu.ru  / ФМП МГУ

«Кроме КНР к переговорам могут подключить европейские ядерные державы – Великобританию и Францию, чтобы добиться серьезных гарантий, поэтому данная тема перспективна и небезнадежна. Здесь нет категорических разногласий между РФ и США, а вопрос стоит о том, как мы сможем договориться - над этим и будут работать дипломаты», - констатирует Шариков.

Сначала произойдет обмен мнений, а дальше определятся направления движения переговорного процесса.

При Трампе США требовали участия Китая в пролонгации СНВ-III, но Пекин от этого отказался. При Байдене в Вашингтоне отошли от жесткой позиции по СНВ-III, но в феврале задача была значительно проще: продление действующего соглашения на пять лет.

Для разработки нового соглашения фактор третьих ядерных держав имеет большое значение. Китайский военный потенциал растет, а Россия рассматривает США совместно с их европейскими союзниками – Великобританией и Францией.

Американцы хотели бы видеть Китай в этом соглашении
pixabay.com  / 

Добиться многостороннего соглашения будет чрезвычайно сложно: стороны так и не собрались на встречу «ядерной пятерки», которая была предложена Путиным 15 января 2020 года, поэтому работа в Женеве будет идти над рамочным соглашением.

«США не ставят условия об обязательном участии Китая в переговорах, пока речь идет о двусторонних консультациях. Переговоры находятся на такой стадии, когда непонятно куда они пойдут», - резюмирует Шариков.