Государственные субсидии помогут вывести на рынок перевозок России второй лоукостер
pixabay.com  / 

Правительство России готово продолжать субсидировать региональные перевозки: по большому счету, все равно, кто получит эти средства: лоукостер или обычный перевозчик, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» экономист Дмитрий Адамидов, комментируя анонс S7 Group о запуске второго лоукостера в стране. 

Вдохновленные «Победой»

S7 Group объявила о создании нового лоукостера на базе бывшей дочки – авиакомпании «Глобус»: начало полетов запланировано на июль 2022 года. По информации главы совета директоров S7 Airlines Татьяны Филевой, для осуществления проекта будет восстановлен сертификат эксплуатанта «Глобуса», аннулированный в ноябре 2020 года.

О названии бренда нового перевозчика в бюджетном сегменте S7 Group сообщит отдельно. Известно, что для перелетов будут использоваться среднемагистральные самолеты Airbus A320 neo, что подтверждает слова Филевой о планируемой маршрутной сетке.

Ожидается, что лоукостер будет выполнять полеты между регионами преимущественно в средней полосе России, инвестиции в проект составят от 2,5 до 3 млрд рублей на первом этапе, а пассажиропоток в первый год работы – порядка 1 млн человек.

Для авиакомпании «Победа» 2020 год оказался успешным
ptz-trans.ru  / 

Весной текущего года в S7 Group заявляли, что рассматривается возможность запуска второго в стране лоукостера. Представители компании подчеркивали, что положительное решение будет принято после тщательного анализа рынка и финансового потенциала проекта.

В текущий момент первый и пока единственный лоукостер в России, авиакомпания «Победа», оказалась единственным перевозчиком, которому удалось увеличить долю рынка по итогам 2020 года с 8% до 13,1%.

В марте 2021 года авиакомпания заняла третье место по объему перевезенных пассажиров: всего 2,755 млн человек. Авиакомпания S7 оказалась на втором месте - 3,564 млн человек, лидировал «Аэрофлот» — 3,270 млн пассажиров.

 При этом «Победа» продемонстрировала самый высокий процент занятости пассажирских кресел — более 92,2%. Не удивительно, что деятельность и темпы развития лоукостера привлекли внимание других игроков.

Есть ли на рынке место для второго лоукостера

После того, как S7 Airlines анонсировали интерес к сегменту бюджетных перевозок на небольшие расстояния, участники рынка сомневались в том, что инициатива будет иметь успех. Пандемия серьезно сказалась на авиаотрасли, и практически все перевозчики были вынуждены снижать тарифы, насыщая тем самым сегмент бюджетных перелетов.

Экономист Дмитрий Адамидов уверен, что новый лоукостер все же будет иметь успех – вся соль в деталях.

«Думаю, что проект обсуждается в свете субсидий. В сложившихся обстоятельствах лоукостер без субсидий не проживет. В прошлом году многие авиакомпании получали дотации. Учитывая, что S7 Group активно работает с Минтрансом, возможно, им удастся сторговаться в этом отношении», - прокомментировал Адамидов.

Экономист Дмитрий Адамидов
ФБА «Экономика сегодня»  / 

В текущем году, согласно соответствующему постановлению Правительства России, Росавиация утвердила 226 субсидируемых региональных перевозок для 21 авиакомпании. Размер субсидий варьируется от 25 до 60% – в зависимости от маршрута.

Всего на реализацию программы из федерального бюджета выделили 7,717 млрд рублей. При этом порядка 70% от общей суммы предоставленных субсидий используются на маршрутах, заявленных к выполнению на воздушном судне Sukhoi Superjet.

«Государство готово продолжать субсидировать региональные перевозки и в следующем году: по большому счету, все равно, будет ли это лоукостер или обычный перевозчик, - рассуждает Дмитрий Адамидов. –

Вопрос в том, в каком количестве правительство страны готово вкладывать эти деньги, поскольку от размера субсидий будет зависеть емкость рынка. Напомню, что S7 Group в свое время прекратила деятельность бюджетной авиакомпании «Глобус», так как она оказалась нерентабельной».

По мнению эксперта, при удачной ценовой политике, перелеты на лоукостере между российскими регионами могут пользоваться большим спросом.

«У государства есть приоритеты, которые не меняются уже десятилетия, в части развития региональных аэропортов и авиации, в том числе в Сибири и на Дальнем Востоке. Сейчас политические ориентиры установлены на усиление социальной составляющей в регионах, соответственно, рынок воздушных перевозок внутри страны будет расширяться», - отметил Адамидов.

«Аэрофлот» сделал «Победу» центром прибыли, переориентировав на нее часть своего пассажиропотока. Но даже если представить эту авиакомпанию как отдельно стоящую, у нее настолько серьезная нагрузка, что увеличивать сейчас ее не хотят. Видимо, из-за подобной ситуации вкупе с субсидиями и открылась возможность для S7 Group, резюмировал эксперт.