Экономист назвал условия для уменьшения стоимости бензина в России
Федеральное агентство новостей (ФАН)  /  Федеральное агентство новостей

Как только экспортные ограничения снимут, производители направят значительные потоки нефтепродуктов на внешние рынки, наверстывая упущенное, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» финансовый аналитик Алексей Коренев

Минэнерго готово применить административный ресурс

Минэнерго России может в ближайшие дни согласовать запрет экспорта бензина, вся нормативная документация уже готова. В случае принятия положительного решения, его действие будет длиться как минимум три месяца, заявил глава ведомства Николай Шульгинов.

По словам министра, решение о введении временного запрета на экспорт будет приниматься на основании оценки устойчивости тенденции снижения биржевых цен. 

Министр энергетики России Николай Шульгинов
rushydro.ru  / rushydro.ru

Так, биржевая цена бензина снижается уже третий торговый день подряд: АИ-92 в ходе торгов во вторник, 27 июля, подешевел на 0,3% – до 56,9 тыс. рублей за тонну, АИ-95 – на 0,4%, до 58,76 тыс. рублей за тонну. Цена дизельного топлива упала на 0,2% – до 51,17 тыс. рублей за тонну, проинформировала Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа.

При этом незначительное снижение стоимости происходит на фоне рекордного повышения стоимости бензина неделей ранее, когда цены на АИ-95 на бирже превышали 60 тыс. рублей за тонну.

В Минэнерго рассчитывали на то, что стоимость бензина на бирже может стабилизироваться в конце июля, поскольку на нефтеперерабатывающих заводах завершатся ремонтные работы. Всего же, за первые пять месяцев 2021 года производство автомобильного бензина в России составило 16,6 млн тонн, что на 8,4% больше, чем годом ранее, а экспорт упал на 19%, до 2,5 млн тонн.

Почему волнуется рынок нефтепродуктов

Волатильность и непредсказуемость рынка нефтепродуктов формируется за счет самого подхода ценообразования на внешнем рынке. Кроме того, влияние оказывает курс доллара, предсказать который порой невозможно. Экспортные маршруты, сложившиеся несколько десятилетий назад, для российских экспортеров уже не столь выгодны – все это требует новых подходов для решения существующих задач.

Пока внешние рынки для нефтепроизводителей привлекательнее внутреннего
Федеральное агентство новостей  / Степан Яцко

«Исторически цены на бензин в России никогда не уменьшаются, а только растут, либо их можно приостановить определенными действиями. Запрет на экспорт, конечно, в какой-то степени ограничит возможности экспортеров нефтепродуктов, - комментирует Алексей Коренев. -

Однако ограничение или блокировка экспорта нефтепродуктов может оказать лишь временное воздействие, если не предпринимать каких-либо дополнительных шагов, делающих внутренний рынок интереснее».

Эксперт пояснил, что серьезным механизмом, влияющим на снижение стоимости бензина по отношению к нефти, является демпфер – за последнее время его корректировали уже дважды.

Однако демпфер недостаточно оптимально работает с точки зрения стабильного удерживания цен на нефть. Плюс – действуют высокие внутренние налоги на все, что связано с переработкой энергоносителей, в том числе углеводородов: высокий НДПИ, акцизы на реализацию бензина и так далее.

«Ограничение внешних поставок – мера традиционная для всех правительств, но было бы эффективнее действовать по-другому. Помочь может такой комплекс мер, в ходе реализации которого внутренний рынок станет для производителей привлекательнее, чем внешний», - подчеркивает эксперт.  

Как повысить привлекательность внутреннего рынка

Алексей Коренев уверен, что как только экспортные ограничения, имеющие искусственное происхождение, будут сняты, компании направят вовне значительный поток нефтепродуктов, наверстывая упущенное.

Финансовый аналитик Алексей Коренев
Prt Scr youtube.com  / ФИНАМ

«Если вспомнить последнее административное ограничение на экспорт зерна, которое вводили полгода назад, то можно проследить, что цены продолжали свой рост. Одновременно с этим сорвались контракты, которые заключаются, как правило, со значительным временным лагом в полтора-два месяца», - подчеркнул эксперт.

Кроме того, в условиях, когда вводится повышенная пошлина или ограничение на экспорт, российские производители не могут прогнозировать объем, цены и заключать контракты. Как только проходит информация о возможной заморозке поставок, экспортеры стремятся продать как можно больше.

«В этой ситуации может помочь изменение налоговой нагрузки для производителей нефтепродуктов. В конечной цене бензина стоимость нефти занимает лишь небольшой процент, а основная часть стоимости – это сборы и налоги», - отмечает Коренев.

С учетом нынешних цен на нефть и размеров поступлений в ФНБ в рамках бюджетного правила, у правительства есть возможность смягчить фискальную нагрузку на нефтепроизводителей, сделав для них внутренний рынок более выгодным.

По крайней мере, для крупных вертикально интегрированных компаний, которые в основном занимаются экспортом нефтепродуктов, решение может стать эффективным, заключил эксперт.