Латвия может обвинить белорусские власти по делу Ryanair
pixabay.com  /  937983

Государства обладают правом расследовать инцидент с лайнером Ryanair параллельно ИКАО, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» профессор кафедры международного права МГИМО, доктор юридических наук Дмитрий Лабин.

Латвийцы открыли дело по инциденту с Ryanair

Госполиция Латвии возбудила уголовное дело в связи с посадкой рейса FR4978 Афины – Вильнюс в Минске.

23 мая 2021 года Boeing 737-800 компании Ryanair после входа в белорусское воздушное пространство получил информацию от диспетчеров, что на борту заложена бомба, после чего лайнер сел в аэропорту Минска. Boeing при подлете к столице сопровождал МиГ-29 ВВС Белоруссии.

Территориально самолет был ближе к Вильнюсу, но диспетчеры настояли, чтобы он сел в Минске. На земле с лайнера сняли белорусского блогера Романа Протасевича и его подругу, гражданку РФ Софью Сапегу.

За это против Белоруссии были введены санкции, а компания «Белавиа» был вычеркнута из европейской транспортной системы. Анекдотичности ситуации добавило дальнейшее сотрудничество Протасевича с белорусскими властями.

Роман Протасевич до Вильнюса не долетел
Prt Scr youtube.com  /  It's My Media

Политически историю можно оценивать по-разному, но, во-первых, Минск имел формальное право посадить самолет, а во-вторых, нормы ИКАО (Международная организация гражданской авиации) нарушены не были.

Есть вопросы по задержанию Протасевича с Сапегой, но и такие прецеденты случаются. В 2013 году произошел эпизод с посадкой лайнера президента Боливии Эво Моралеса в Вене, в котором по запросу США искали Эдварда Сноудена.

Непонятно отношение Латвии к данной истории. Самолет следовал по маршруту Афины – Вильнюс, через латвийскую территорию не проходил, он принадлежит Ryanair, а формально полет осуществляла ее дочка – польская авиакомпания Buzz.

Рига вмешалась в инцидент на том основании, что на борту находились два гражданина Латвии, но это политический кейс. 

Несколько дней назад группа волонтеров из Германии стала разыскивать в социальных сетях пассажиров рейса FR4978, причем они объясняют свою деятельность подготовкой иска против президента Белоруссии Александра Лукашенко.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко
president.gov.by  / Пресс-служба президента республики Беларусь

Такое расследование не запрещено

«Открытие делопроизводства является правом любого суверенного государства. Дело открыто не против Белоруссии. Это процессуальный момент, в рамках которого компетентные органы проводят фактическую проверку», - констатирует Лабин.

Государства имеют право на такие действия. Пунктом назначения самолета был Вильнюс - это юрисдикция Литвы, а не Латвии, но никто не мешает Риге открыть дело на основании наличия в самолете латвийских граждан.

«С точки зрения международного права и воздушного права инцидент затрагивает интересы других государств. Проведение проверки и возбуждение уголовного дела – это суверенное право. Однако уголовное дело должно быть возбуждено в отношении конкретных лиц, если они будут установлены, это касается и высших должностных лиц», - резюмирует Лабин.

Целью кампании действительно может быть Лукашенко. Отношения Белоруссии с прибалтами разорваны, поэтому уголовные обвинения против белорусского президента не ухудшат ситуацию в двусторонних отношениях.

Торгово-экономические отношения Белоруссии и Латвии оцениваются в 600 млн долларов, доля латвийцев в них четыре раза меньше, а Минск может отказаться от работы с латвийскими портами, но убытки прибалтов никогда не останавливали.

Профессор кафедры международного права МГИМО, доктор юридических наук Дмитрий Лабин
facebook.com  /  Дмитрий Лабин

«Почему латвийцы ждали два месяца? ИКАО на основании Чикагской конвенции взяла время на проведение расследования, которое заняло время, поэтому два месяца являются разумным сроком, ничего сверхъестественного в нем нет», - заключает Лабин.

Проведение расследования в рамках ИКАО не отменяет право государств провести параллельные процессуальные действия как в рамках национального законодательства, так и международных институтов.

«С юридической точки зрения хотелось дать надлежащую квалификацию случившемуся инциденту. Тут надо исходить из того, что не любое государство, над которым проходит полет, может его останавливать и принуждать самолет к посадке даже на основании данных спецслужб. Здесь должны быть веские основания по противоправным действиям на борту», - констатирует Лабин.

Государства совершают такие действия под страхом международно-правовой ответственности, поэтому Белоруссии необходимо аргументировать свои действия, но до серьезного международного разбирательства история не дойдет.

«Юриспруденция – это точная наука в гуманитарной сфере. Есть объективные факты и нормы права, которые применяются. Это необходимо именно так трактовать. Если есть неопровержимые доказательства, когда что-то происходило на борту, тогда – да. Если доказательств нет, а есть домыслы на уровне «думали» и предполагали», то это другая история», - резюмирует Лабин.

Юриспруденция является точной наукой
pixabay.com  / 

Реализация международно-правовой ответственности – отдельный вопрос, поднимающий другие проблемы.

Латвийцы имеют право провести данное расследование, а его оценка зависит от дальнейших процессуальных последствий. Если это будут обвинения в адрес Лукашенко и белорусских властей, то этого права здесь будет мало.