Россия контролирует топливный рынок запретом на экспорт бензина
Федеральное агентство новостей (ФАН)  /  Федеральное агентство новостей

Временные ограничения Минэнерго России на вывоз бензина из страны необходимы для стабилизации ситуации на внутреннем рынке, рассказал ФБА «Экономика сегодня» кандидат экономических наук Михаил Беляев.

Министерство энергетики Российской Федерации допускает рассмотрение вопроса о введении запрета на экспорт бензина. По словам вице-премьера Александра Новака, в настоящее время на биржевых торгах фиксируется давление на цены, поэтому в скором времени «министерство энергетики должно внести предложение», при этом запрет на экспорт рассматривается в качестве дополнительной меры на фоне растущего спроса и потребности в обеспечении российского рынка топливными ресурсами.

Вынужденная мера, проверенная временем

Ведомство уже обратилось в кабинет министров с предложением выпустить поручение о запуске в ускоренном порядке процедуры запрета экспорта бензина.

«Данное ограничение нужно рассматривать с двух ракурсов. Не только с позиции, когда пытаются таким образом насытить внутренний рынок, сдержать цены и избежать утечки излишних топливных ресурсов за рубеж для продажи по более высокой стоимости.

Но в любом случае ограничение на вывоз ресурсов на внешний рынок сдержит стоимость на внутреннем рынке за счет отсутствия прямой трансформации и влияния роста цен за рубежом на российский рынок. То есть власти установят некий фильтр», – объясняет основы механизма Минэнерго РФ экономист Михаил Беляев.

Россия контролирует топливный рынок запретом на экспорт бензина
ФБА «Экономика сегодня»  / 

В правительстве планировали модернизировать механизмы биржевых торгов бензином и дизелем во избежание внезапного изменения стоимости топлива.

В последнее время биржевые цены автомобильного топлива активно обновляли исторические максимумы. Так бензин марки «Премиум-95» (Аи-95) в центральной части страны стоил в июле текущего года свыше 60 тысяч рулей за тонну, бензин марки «Регуляр-92» (Аи-92) – 57,6 тысячи рублей за тонну.

Россия контролирует топливный рынок запретом на экспорт бензина
ФБА «Экономика сегодня» .  / 

«Благодаря использованию такого механизма не произойдет отток ресурсов с внутреннего рынка на внешний и не последует дефицит топлива на территории государства. Состояние дефицита автоматически приведет к росту цен для россиян независимо от их уровня за рубежом.

А увеличение стоимости бензина – это прямой путь к повышению цен на основную продукцию и услуги. К тому же бензин связан с социальной нагрузкой на население, которое пользуется автомобилями, но также испытывает финансовые трудности из-за кризиса, спровоцированного пандемией коронавирусной инфекции», – сказал Беляев.

Министерство ищет разные подходы к рынку

На фоне ценовых скачков и сохранения стоимости на высоком уровне российский министр энергетики Николай Шульгинов предположил, что власти все же рассмотрят запрет на экспорт бензина вместе «вопросом о подписании соглашений с нефтяными компаниями, регламентирующими объемы и уровни цен в оптовом звене». Позже в ведомстве внесли уточнение, что ограничения продлятся не менее трех месяцев.

Россия контролирует топливный рынок запретом на экспорт бензина
rushydro.ru  / rushydro.ru

«В противном случае возник бы дефицит бензина, угрожающий ажиотажным спросом и еще большим ростом цен. Это самораскручивающийся процесс, не способный улучшить социальный климат.

Дефицит же способен нарушить поставки продуктов и товаров, а значит, спровоцировать тем самым повышение цен на них. Цепочка длинная, и ни один из компонентов не продемонстрирует позитивный результат. Правительство уже поступало так – и совершенно правильно, – когда ограничило вывоз бензина на внешний рынок. Это позволило достичь поставленных целей по регулированию ситуации», – считает эксперт.

Изначальной причиной ввода запрета на экспорт бензина в Министерстве энергетики России считали потребность в предотвращении топливного кризиса. Позже вице-премьер Александр Новак отрицал необходимость для стабилизации цен на топливо в соглашениях с нефтяными компаниями, так как в правительстве следят, чтобы цены на АЗС не росли выше инфляции на фоне резкого скачка цены нефть на мировом рынке, а также ослабления российской валюты.

Россия контролирует топливный рынок запретом на экспорт бензина
ФБА «Экономика сегодня»  / 

«Мера, безусловно, вынужденная, но она адекватная, достаточная и мягкая для рынка. В принципе, в экономике не существует хороших решений – это иллюзия, с которой нужно расстаться. Отрасли требуют посредственных, оптимальных, плохих или очень плохих решений, если их разбирать с такой точки зрения. Такова реальность. Здесь можно сказать, что запрет на экспорт – это оптимальный вариант, позволяющий избежать наиболее негативных сценариев», – резюмировал экономист.