Pfizer и Moderna поднимают цены — российскому «Спутнику» не пробиться на рынок Европы
Global Look Press  /  Thiago Prudencio/Keystone Press Agency

«Спутник V» не пустят на рынки, где есть продукция Pfizer и Moderna. Гораздо выгоднее доказывать, что российская вакцина малоэффективна, а препаратами вышеуказанных производителей нужно прививаться как можно чаще, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» финансовый аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев.

Борьба с коронавирусом на Западе дорожает

Закупочная цена вакцин против коронавируса Pfizer для стран Евросоюза выросла на 26%, а препаратов Moderna - почти на 13%, пишет Financial Time. Еврокомиссия уже согласилась с более высокой ценой, чтобы обеспечить подтвержденные поставки.

Так, новая цена на вакцину Pfizer теперь составляет 19,5 евро (почти 1700 рублей по текущему курсу) против 15,5 евро ранее. В свою очередь цена вакцины Moderna теперь составляет 25,5 доллара. Сообщается, что в первой закупочной сделке одна доза стоила около 22,6 доллара.

Согласно прогнозам, продажи препарата Pfizer в 2022 году составят 56 млрд долларов, Moderna — 30 млрд долларов, AstraZeneca до 15 млрд долларов в следующем году, пишет РБК со ссылкой на компанию Airfinity.

Pfizer и Moderna поднимают цены — российскому «Спутнику» не пробиться на рынок Европы
ФБА «Экономика сегодня»  / 

Только за первые три месяца текущего года продажи вакцины от коронавируса увеличили выручку компании Pfizer на 44,6% по сравнению с первым кварталом 2020 года.

К концу июля компания реализовала более 1 млрд доз препарата, а доходы от продажи вакцин в первом полугодии составили 11,3 млрд долларов. Более того, динамика реализации препаратов позволила Pfizer пересмотреть годовой прогноз по доходам более чем в два с половиной раза: с 15 млрд до 33,5 млрд долларов.  

Moderna в мае на 4,3% повысила прогнозируемый в 2021 году доход от продаж своей вакцины от COVID-19 — до 19,2 млрд долларов.   

Ситуация на рынке вакцин складывается таким образом, что сейчас в Евросоюзе признаны шесть препаратов: Pfizer, Moderna, AstraZeneca, Johnson & Johnson, а также китайские Sinopharm и Sinovac-CoronaVac.

Вместе с тем значительная часть государств мира сертифицировали российский препарат «Спутника V»: вакцина одобрена в 69 странах, общее количество населения в которых превышает 3,7 млрд человек.

Ничего личного, просто деньги

Судя по тому, как западный фармацевтический бизнес принялся повышать стоимость своих прививок, российского конкурента здесь не ждут.

Если раньше дискуссии вокруг «Спутника» велись главным образом в политической плоскости, теперь стало очевидно - практический интерес является основным.

Pfizer и Moderna поднимают цены — российскому «Спутнику» не пробиться на рынок Европы
pixabay.com  / PD

«Фармацевты стараются сорвать большой куш на COVID-19. Надо иметь в виду, что Pfizer - компания с долгой и не всегда благоприятной историей. Гигант был замечен во многих нелицеприятных историях, связанных с недобросовестной реализацией препаратов и конкуренцией, - объясняет Алексей Коренев. - Указанные компании достаточно безжалостные акулы бизнеса».

Эксперт убежден, что игроки фармотрасли Запада в ближайшем будущем станут доказывать, что вакцинироваться нужно как можно чаще.

«Сейчас идут разговоры о том, что ставить препарат нужно раз в полгода, потом будут предлагать ревакцинацию каждые три месяца, в конце концов появится новый мутирующий вирус, который потребует новую вакцину. Компании будут на этом зарабатывать», - подчеркивает Коренев.

У мегакорпораций есть возможность лоббировать свои интересы на законодательном уровне: они будут доказывать, если нужно подкупать конгрессменов сената, главное, чтобы повышение стоимости вакцин было одобрено, как и дальнейшее их производство.

«Есть и объективная сторона. Вирус действительно мутирует, и вакцины нужно совершенствовать. Плюс, проводятся достаточно дорогостоящие испытания, к примеру, третья фаза в мире еще не завершена. Новые штаммы и рост заболеваемости действительно требуют разработку новых препаратов», - рассуждает Коренев.

Тем не менее фармацевтические гиганты своего не упустят – это очень жесткий конкурентный рынок. По этой причине «Спутник V» не пустят на рынки, где есть продукция Pfizer и Moderna. Гораздо выгоднее доказывать, что российская вакцина малоэффективна, а препаратами Pfizer и Moderna нужно прививаться как можно чаще.

В данном случае, субъективное желание заработать накладывается на объективную ситуацию с заболеваемостью COVID-19. Сложно сказать, что из этого превалирует, но совершенно точно присутствуют оба фактора резюмировал эксперт.