Высокие цены на газовом рынке ЕС могут сохраниться до конца зимы, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня», ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.
Высокие цены на газовом рынке ЕС могут сохраниться до конца зимы, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня», ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.
Gas Infrastructure Europe сообщает, что компания «Газпром» с 31 июля сократила закачку газ в подземные хранилища газа (ПХГ) в ЕС.
Снизилась закачка в крупнейшие ПХГ, используемые российской компанией: Хайдах (Австрия), Реден (Германия), Бергермеер (Нидерланды), это совпало с отказом «Газпрома» бронировать дополнительный транзит на Украине и снижением прокачки через Польшу.
В холодный сезон европейцы выбрали из ПХГ, где хранится российский газ, 61 млрд кубов газа, хотя перед зимой 2020-2021 года они были забиты под завязку. Весной прошлого года цена на российский газ была рекордно низкой и было выгодно закупить сырье для перепродажи его в холодное время года, трейдеры так и поступили, распродав сырье в декабре – марте.
Высокая цена за газ (недавно выходила за 480 долларов за тысячу кубов) препятствует увеличению хранения газ в ПХГ. Нет гарантии, что цены осенью – зимой будут выше или хотя бы на сопоставимом уровне, вследствие чего закупки у «Газпрома» снизились.
В ЕС обвиняют «Газпром», что российская компания намеренно снизила транзит газа через Украину для того, чтобы продавить «Северный поток – 2», но данные домыслы безосновательны. «Газпром» выполняет все условия контрактов на поставку газа.
К новостям о снижении запасов в ПХГ надо относиться критически. Газового голода в Евросоюзе не будет, а истерика европейцев связана с тем, что российское сырье теперь будет стоить для них дороже, а альтернатива в лице СПГ на европейском рынке отсутствует.
Европейцам не хочется платить за газ в три дорога, в результате там нашли виноватого в лице «Газпром», поставляющего половину газового импорта в ЕС, но российская компания работает по европейскому законодательству, поэтому эти претензии ни на чем не основаны.
«Газпром» не обязан регулировать цены на газовом рынке ЕС путем дополнительной закачки газа в европейские ПХГ, особенно если это противоречит его коммерческим интересам. В ЕС это понимают, поэтому выпускают против «Газпрома» политических демагогов. Тем более, есть риск: если зимой будет холодная температура, то ЕС потребуется еще больше газа для отопления.
Газ является энергетической базой отопительных стран ЕС, его там нельзя заменить, и это основной фактор европейского спроса.
«Когда начнется отопительный сезон, спрос на газ в ЕС увеличится. Реальный спрос действительно зависит от температур. Посмотрим, что будет на термометре в Европе, если показатели будут как сейчас, то цены в 450-480 долларов за тысячу могут сохраниться. Ситуацию может выправить начало эксплуатации «Северного потока – 2», но пока неизвестно, когда это случится», - заключает Митрахович.
«Северный поток – 2» может начать подавать газ в ЕС уже в ноябре – декабре, но у проекта существуют проблемы с сертификацией и непонятно, как он уживется с «Северным потоком – 1» в условиях европейского газового законодательства.
Третий энергопакет требует оставлять 50% газотранспортных возможностей на сторонних поставщиков, которых в трансбалтийских газопроводах быть не может – только «Газпром» в России может транзитировать газ по трубе. После того, как европейский суд принял польскую апелляцию на разрешение Еврокомиссии увеличить прокачку через Opal до 80%, у «Северного потока – 1» появились сложности.
Северный поток – 1» работает на 100%, но из-за того, что газ с трубопровода идет как в Opal, так и в Eugal, построенный для «Северного потока – 2». Сырье с данного маршрута уходит не только в Opal и Eugal, поэтому все это создаст дополнительные проблемы.
В условия такого противодействия нелепо смотрятся претензии европейцев, что «Газпром» не хочет идти на уступки газовому рынку ЕС.
«Дополнительные объемы газа, которые поступят в ЕС с «Северного потока – 2», поспособствуют снижению цен, но ненамного. Я не исключаю, что цены на газ останутся на высоком уровне, вплоть до окончания газового сезона», - резюмирует Митрахович.
Так сложились обстоятельства: «Газпром» качает через Украину 109-110 млн кубов газа в сутки и еще 15 млн кубов в сутки иногда подкупает на Украине. Разговор идет о гарантированной мощности газа, которую необходимо поставить для выполнения контрактов.
«Газпром» постоянно уговаривают выкупать негарантированную мощность – на более чем 60 млн кубов в сутки, и это одна из причин того, что цены в ЕС держатся на высоком уровне. Еще на ценах сказалась погода и СПГ, который уходит в Азию, где стоимость газа выше. Прогнозы, что поставщики СПГ будут драться за европейский рынок, не оправдались», - констатирует Митрахович.
Однако если цены на газ в ЕС вырастут еще на 50-70 долларов за тысячу кубов, то предложение СПГ в Европе снова увеличится. Данный рубеж показывает нам, до чего реально могут вырасти ближайшей зимой цены на газ на европейском рынке.
«Ценовая ситуация в Европе изменилась по сравнению «коронакризисным годом», и это играет в пользу поставщиков и строителей газопроводов на европейский рынок, включая «Северный поток – 2», - заключает Митрахович.