Развитие Северного морского пути поможет вернуть России часть Арктики
Федеральное агентство новостей  / 

Создание международного транспортного коридора СМП принесет России политические выгоды. Такое мнение в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» высказал главный редактор журнала «Арктические ведомости» Александр Игнатьев.

В России задумались о развитии инфраструктуры Северного морского пути (СМП). По словам первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова, необходимо создать условия для формирования СМП в международный транспортный коридор.

«Третий коридор, который играет ключевую роль – это морской коридор – это Северный морской путь. Надо не просто обустроить Северный морской путь, а создать условия, при которых это станет международным транзитным коридором», – сказал Белоусов.

Колоссальные усилия

Российские законы определяют Северный морской путь как национальную единую транспортную коммуникацию РФ. Нынешние границы Северного морского пути — от Карских Ворот на западе до мыса Дежнева на Чукотке — определены в Кодексе торгового мореплавания РФ, его протяженность составляет 14 тысяч километров.

Как известно, на акваторию СМП распространяются особые правила судоходства: Россия имеет право их устанавливать в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву. Главный редактор журнала «Арктические ведомости» Александр Игнатьев считает, что формально СМП и сейчас является международной трассой.

«Формально СМП уже сейчас международный транспортный коридор, потому что никто не мешает любому судну, даже иностранному, прийти сюда, и, получив соответствующее разрешение из администрации СМП, свободно следовать, заказав ледокольную проводку, если это происходит в период, когда стоят льды», – говорит эксперт.

Развитие Северного морского пути поможет вернуть России часть Арктики
Невские Новости  / Владимир Нагорский

На данный момент документы стратегического планирования, направленные на комплексное развитие СМП, практически не охватывают транспортно-логистическую и промышленную инфраструктуры. Чтобы превратить СМП в настоящую морскую магистраль, необходимо приложить огромные усилия. Такая перспектива требует не только инфраструктуры, но и отдельный ледокольный флот и специальные подъездные пути.

Специалист по Арктике Александр Игнатьев отмечает: в ближайшее время такой прорыв совершить не удастся.

«Необходимо обустраивать Северный морской путь, чтобы он соответствовал современным критериям международной трассы. Для этого нужно обеспечить спасательные службы, навигацию, возможность заправки судов по трассе, класс судов обозначить и многое другое. И это все может произойти, но точно не сегодня-завтра.

На мой взгляд, на это уйдет лет 10, а то и 20. В правительстве правы, нужно развивать СМП, но это предполагает большие действия и вложения с нашей стороны», – констатирует спикер ФБА «Экономика сегодня».

Серьезные перспективы для России

Тем не менее развивать Северный морской путь необходимо. С политической точки зрения это будет означать дальнейшую интеграцию России в международное разделение труда и мировую экономику.

«Когда это произойдет, а это должно произойти, потому что у нашего правительства есть серьезное намерение превратить СМП в международную трассу, это принесет РФ политические выгоды с точки зрения дальнейшей интеграции России в мировую экономику. Кроме того, это принесет материальные выгоды, потому что будет создана инфраструктура, за использование которой будет взиматься соответствующая плата», – отмечает Александр Игнатьев.

Развитие Северного морского пути поможет вернуть России часть Арктики
пресс-служба ОСК  / 

В 2020 году российские власти уже обсуждали расширение границ СМП и включение в них акваторий пяти морей, однако эту идею не удалось реализовать из-за особенностей Кодекса торгового мореплавания РФ. Тем не менее эксперты считают, что развитие СМП помогло бы вернуть России часть Арктики. Сейчас же, по мнению Александра Игнатьева, развитие СМП необходимо и для внутренней экономики РФ.

«С точки зрения внутренней нашей экономики это очень полезное дело, потому что на данном этапе восток и запад России связывают только БАМ и Транссиб. А здесь появится еще одна трасса, которая будет связывать нашу страну и обеспечивать поступления из центральной части РФ материальных ресурсов и товаров.

И, соответственно, произойдет ускорение разработки тех природных ресурсов, которыми богат север. Развитие севера, включая создание такой трассы по морскому пути - это  экономическая и политическая необходимость для нашей страны», – подытожил Игнатьев.

Развитие Северного морского пути поможет вернуть России часть Арктики
vk.com  / ФГУП АТОМФЛОТ

В начале января этого года заместитель директора дирекции Северного морского пути госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко сообщил, что в 2020 году грузооборот по СМП составил 32,97 млн тонн. Это почти на 1,5 млн тонн больше, чем в 2019 году, когда было перевезено 31,5 млн тонн. Сроки создания проекта развития инфраструктуры Северного морского пути пока не называются.