Европа в шоколаде: российскую кондитерку не пускают на рынок ЕС
pixabay.com  / 

Россия может войти в десятку крупнейших экспортеров шоколада в мире, однако оказаться в пятерке европейских лидеров вряд ли получится. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказала представитель частной кондитерской фабрики «Услада» Светлана Баранова.

Россия может войти в десятку крупнейших экспортеров шоколада в мире. Ассоциация предприятий кондитерской промышленности «Асконд» ожидает, что по итогам этого года Россия обгонит Швейцарию по объему экспорта шоколада в 2021 году. По итогам I квартала 2021 года экспорт шоколада и шоколадных изделий увеличился на 18,6% в натуральном и 11,8% в стоимостном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 

В 2020 году Россия заняла 11-е место в мировом рейтинге экспортеров шоколадной продукции с объемом экспорта 295,7 тыс. тонн на сумму 729,2 млн долларов. На десятом месте расположилась Швейцария с результатом 109,8 тыс. тонн на сумму 753 млн долларов.

Европа в шоколаде

Если текущая динамика сохранится, Россия будет поставлять на зарубежные рынки больше шоколада, чем Швейцария. Представитель кондитерской фабрики Светлана Баранова считает, что в пятерку лидеров России войти однозначно не удастся. На данный момент первое место по производству шоколада в мире занимает Германия с оборотом в 4,5 млрд долларов в год.

«В большую пятерку шоколадных лидеров нам точно не войти. Обогнать Швейцарию мы, конечно, можем и даже сделаем это, судя по всему, однако продвигаться дальше по рейтингу – слишком сложно», – считает Баранова.

Еще одна страна Европы – Бельгия – занимает второе место с годовым оборотом экспорта шоколада в 2,9 миллиарда долларов. На третьем месте – Нидерланды с годовым доходом от экспорта шоколада 1,8 миллиарда долларов, на четвертом – Италия с доходом в 1,7 миллиарда долларов. Закрывают пятерку Соединенные Штаты Америки, где оборот производства и экспорта шоколада немного уступает итальянскому – 1,6 миллиарда долларов.

По словам кондитера Светланы Барановой, на европейском рынке присутствует большая шоколадная конкуренция. Производителей настолько много, что торговые войны происходят чуть ли не каждый год.

«Все мы знаем популярные марки шоколадок из-за границы, их очень много, и у нас их можно найти практически в любом супермаркете. Чего не скажешь о европейском рынке. У них слишком много различных предложений, спроса на которые просто не хватает. В результате ежегодно развязываются торговые войны между мелкими производителями, которые не так давно вывели свой продукт на продажу», – подмечает собеседница ФБА «Экономика сегодня».

Европа в шоколаде: российскую кондитерку не пускают на рынок ЕС
pxhere.com  / 

По словам эксперта, из-за обилия шоколадной продукции на европейском рынке, товары из России импортируют в небольших количествах.

«В Европе должны сохранить условия для собственных производителей, 90% ниши должен составлять товар производителей из стран Европейского союза. Так устроен их рынок. Если допустить большие объемы российского шоколада в их магазины, может произойти ситуация, когда наш товар окажется более рентабельным и спрашиваемым», – говорит спикер.

Борьба за шоколадное господство

Говоря о том, что российские шоколадные изделия не подходят под европейские стандарты, Светлана Баранова вновь упоминает товарные войны. Именно это, по ее мнению, стало причиной того, что продукцию компании «Аленка» выгнали с европейский прилавков.

Инцидент произошел в 2020 году. Тогда в Германии признали опасным для здоровья российский вафельный торт со сливочной начинкой «Аленка». В итоге его изъяли из продажи в семи странах Евросоюза, куда он экспортировался. Кроме Германии, продукции не стало во Франции, Нидерландах, Бельгии, Финляндии, Швеции и Португалии. На сайте Федерального департамента защиты прав потребителей и безопасности продовольственных товаров Германии заявили, что российская продукция несет «риски для здоровья, вызванные нежелательными загрязнителями с генотоксическими и канцерогенными эффектами».

Европа в шоколаде: российскую кондитерку не пускают на рынок ЕС
alenka.ru  / Интернет-магазин «Алёнка️»

Якобы в продукции было превышено содержание глицидиловых эфиров (GE) и 3-монохлорпропан-диола (3-MCPD). Это вещества, которые образуются при обработке растительного масла, в частности, пальмового. В креме у «Аленки», как утверждали в немецком ведомстве, концентрация GE 1,3 мг/кг, в то время как по европейским нормам должно быть не больше 1 мг/кг.

«Европейские производители утверждают, что в их продукции вообще отсутствует концентрация GE, в то время как в российской просто зашкаливает. Это тоже часть войны за продовольственную актуальность.

Мне доводилось общаться с туристами из европейских стран, и они всегда с радостью покупали нашу шоколадную продукцию – как в подарок домой, так и просто на десерт для себя. В том числе, я видела, как иностранцы скупают «Аленку» и другие шоколадки и конфеты наших популярных марок. И ничего, все живы и здоровы. Поэтому здесь цель – просто потихоньку снижать количество импортных товаров на прилавках», – подытожила эксперт.

На данный момент Россия продает шоколад и шоколадные изделия в 94 страны мира. Почти 48% экспорта этого товара приходится на страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) – это Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Кыргызская Республика.