Цена украинской газовой трубы оказалась ниже платы «Газпрома» за транзит
Федеральное агентство новостей  / 

Стоимость газотранспортной системы Украины оказалась ниже годового дохода страны от транзита газа. Об этом заявил эксперт по энергетике Валентин Землянский.

Уровень износа украинской ГТС оказался настолько сильным, что ее капитализация (биржевая стоимость) в полтора раза ниже годовой платы за транзит, предусмотренный контрактом с «Газпромом». Российская компания до 2024 года включительно обязана платить Украине 1,5 млрд долларов в год: это эквивалент стоимости транзита 40 млрд кубометров газа. При этом прокачивать ресурс физически «Газпром» не обязан.

По словам Землянского, более всего в модернизации нуждаются компрессорные станции и хранилища газа. Подземные газовые хранилища (ПХГ), которые Украина считает одним из главных активов своей энергетики, втрое уступают немецким по такому важнейшему параметру, как скорость отбора. Отсутствие модернизации в течение нескольких лет привело к обвалу цены ГТС Украины в сотни раз.

«С криками о национальном достоянии и лозунгами «ни пяди родной земли врагу» мы пришли к тому, что рыночная оценка капитализации ГТС Украины – один миллиард. Не буду врать, долларов или евро – не помню. Но по сравнению с 300 миллиардами понятно, что доторговались», – констатирует Землянский.

Цена украинской газовой трубы оказалась ниже платы «Газпрома» за транзит
Федеральное агентство новостей  / 

Деградацию системы газопроводов на Украине объясняют традиционно – «вредительством» со стороны России. При этом ответственность за аварийность ГТС и отсутствие денег на ее ремонт полностью лежит на Киеве, саботировавшем при президенте Ющенко переговоры о трехстороннем консорциуме – такой сценарий рассматривался в начале 2000-х годов с участием России и Германии, напомнил Землянский на YouTube-канале «Геоэнергетика Инфо».

Назначение Берлином специального представителя по проектам в энергетике на Украине может возродить идею газотранспортного консорциума, отмечал ранее эксперт. Данный сценарий предполагает, что часть украинской ГТС окажется в собственности «Газпрома» – представить структуру новой собственности системы без поставщика ресурса, по мнению Землянского, невозможно.