Градостроительство станет частью стратегии РФ по Сибири и Дальнему Востоку
pexels.com  / 

Строительство крупных городских центров является непростой, но важной для России задачей, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» руководитель Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов.

Россия заинтересовалась новыми городами
kr82.ru  / Пресс-служба Корпорации развития Республики Крым

В Сибири и на Дальнем Востоке появятся новые города

Министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу считает, что есть смысл построить три-пять крупных городов, которые в будущем стали бы отраслевыми экономическими центрами. Местом их размещения выбрана Сибирь.

Разговор идет о городах с населением 300–500 тысяч человек, а лучше – до миллиона, с конкретным направлением деятельности. Шойгу сослался на планы времен СССР, нереализованные из-за развала государства.

Логика Шойгу прозрачна – в РФ есть мощный отток населения с Дальнего Востока и из Восточной Сибири, а это огромные территории, интересные не только нашей стране. Для их удержания необходимо развивать данное направление.

Для этого при Александре III стали строить Транссибирскую магистраль, несмотря на то что проект казался неподъемным. Страна не побоялась набрать кредиты во Франции, вопросы по которым окончательно урегулировали только 20 лет назад.

Министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу
Пресс-служба Министерства обороны РФ  / 

При СССР произошли новые масштабные стройки и планировались новые, но после 1992 года пошел обратный процесс.

Изменилось все, до 1991 года в РСФСР был прирост населения, в наличии были союзные республики с хорошим урбанизационным потенциалом, но теперь мы живем в стране с «европейской» демографией и перекосом на три-четыре региона.

Одновременно мировая экономика переходит на новый уклад, в котором непросто будет найти место отраслевым городам, даже в ФРГ пришли к выводу, что они могут проиграть конкуренцию из-за ориентации на промышленное производство.

России нужны новые города

«Речь идет о восточных районах РФ – Сибири и Дальнем Востоке. Для удержания столь большой территории с низкой плотностью населения необходимы крупнейшие городские центры и агломерации», – констатирует Климанов.

В Сибири только три города-миллионника, а крупнейший из них, Красноярск, находится посередине России, от него до тихоокеанских рубежей страны расстояние не меньшее, чем до европейских центров.

Руководитель Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов
ecfor.ru  / ИНП РАН

«Формирование городских агломераций в Сибири и на Дальнем Востоке вместе с их поддержанием является общегосударственной задачей, которая должна находиться в поле зрения органов власти», – резюмирует Климанов.

Однако вмешательство государства в урбанизацию и формирование городских агломераций является сложной задачей.

«Такие процессы носят естественный характер и охватывают все страны мира. Это общемировой тренд на увеличение доли городского населения и стягивание людей в крупнейшие агломерации в силу их объективных выгод», – заключает Климанов.

В России уникальность ситуации в том, что у нас стягивание населения в крупные города происходит в условиях демографического сжатия. В мире на самом деле не так много стран, у которых население сокращается, а не растет.

«Из-за этого естественный процесс переселения людей в города сопровождается в РФ опережающим обезлюдиванием сельской местности, что не наблюдается в странах различного типа и на разных континентах», – констатирует Климанов.

Демографический фактор нужно учитывать при стимулировании процессов расселения людей по стране.

Транссиб сыграл решающую роль в судьбе Транссиба
wikipedia.org  / Dmitri Lebedev/CC BY-SA 3.0

Возможности государства ограничены

«Государство может стимулировать процессы по формированию городов, но в условиях рыночной экономики оно не создаст на пустом месте населенный пункт с населением в несколько сот тысяч человек. Роль государства заключается в стимулировании тех или иных процессов, оно не может играть здесь определяющую роль», – резюмирует Климанов.

В СССР было наоборот, но тогда в стране существовала плановая экономика. Мы развивали с нуля целые промышленные направления. Есть пример Новосибирска, благодаря Транссибу быстро ставшего городом-миллионником.

При СССР новый город создавался вокруг крупного предприятия, но если сегодня построить огромный завод по производству водорода или новейших машин, он не потребует много людей – в ходу принципиально другие технологии, нежели раньше.

«Новосибирск действительно быстрее всех стал городом-миллионником, но в этом случае сыграло роль удачное экономико-географическое положение – пересечение важнейшей железнодорожной магистрали с не менее важной водной артерией. Вторым фактором стал вынужденный перенос в Новосибирск предприятий в условиях военного времени», – заключает Климанов.

В истории есть примеры более быстрого роста городов, такой опыт наблюдался в Африке за счет возникновения огромных трущоб.

Тольятти был создан вокруг завода ВАЗ
wikipedia.org  / ShinePhantom/CC BY-SA 3.0

«Сегодня не будут работать те факторы, которые были связаны с ростом городов на предыдущих этапах развития страны, поэтому появление крупного предприятия не означает строительства вокруг него большого города, как в случае с Новокузнецком, Тольятти или Набережными Челнами, которые за короткий срок набрали сотни тысяч человек населения», – заключает Климанов.

Можно вспомнить про заводы компании НОВАТЭК на Ямале, планы там грандиозные, но крупного города рядом с ними не будет.