Национализация «Мотор Сич» обойдется Украине в потерю Китая
wikipedia.org  /  Macs24 / CC BY-SA 3.0

Нежелание Киева урегулировать конфликт с Пекином по «Мотор Сич» является ошибкой, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» директор Центра стратегических исследований Китая РУДН Алексей Маслов.

«Мотор Сич» является одним из немногих дееспособных предприятий ВПК на Украине
motorsich.com  / МОТОР СИЧ

Украина национализировала «Мотор Сич»

Киевский апелляционный суд оставил в силе решение суда первой инстанции об аресте на Украине акций компании «Мотор Сич».

В марте 2021 года Шевченковский районный суд Киева арестовал 100% акций «Мотор Сич» и передал их в управление Национальному агентству Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений.

Причиной такой ситуации являются не нарушения украинского законодательства, допущенные в «Мотор Сич», а внешнеполитические вопросы – акции предприятия выкуплены китайским инвестором с целью переноса технологий в Поднебесную.

Совет национальной безопасности и обороны Украины после активных рекомендаций из США принял решение перевести «Мотор Сич» в государственную собственность, а президент страны Владимир Зеленский ввел санкции против четырех китайских компаний и одного гражданина КНР. Они стали акционерами «Мотор Сич» после выкупа акций у бывшего главы предприятия Вячеслава Богуслаева.

Американцы потребовали у Китай национализировать «Мотор Сич»
Федеральное агентство новостей  / 

Китайская сторона оценивает потери в 3,5 млрд долларов, и непонятно, как этот вопрос уладят. Украинцы не собираются компенсировать потери инвесторов. История с арестом акций началась при Петре Порошенко, но только Зеленский решился на национализацию.

Богуслаев нашел китайских инвесторов для того, чтобы поддержать предприятие, которое пострадало из-за закрытия российского рынка. На «Мотор Сич» производятся двигатели для вертолетов, а продукция имеет спрос в РФ и Китае, где используется отечественная техническая база, однако США не понравилось, что КНР получит компетенции в области двигателестроения, и они надавили на Киев.

NBC сообщает, что власти США потребовали у Киева разорвать сделку по покупке «Мотор Сич» компанией Skyrizon, после чего администрация Зеленского выполнила распоряжение США, несмотря на то что Китай является главным торговым партнером Украины.

«Мотор Сич» остается одним из немногих дееспособных украинских предприятий советского ВПК, но на Западе его продукция закупаться не будет, а в Россию и Китай путь теперь закрыт, в качестве альтернативы всплывает Турция, но скорее всего «Мотор Сич» просто закроют.

Президент Украины Владимир Зеленский
ФБА «Экономика сегодня»  / 

Украина в этой истории проиграла

«Китай пытался смягчить остроту противостояния, из Пекина неоднократно делались заявления о готовности дальше развивать китайско-украинскую торговлю. Они озвучивались профильными министерствами КНР и были нацелены на то, чтобы показать, что «Мотор Сич» является отдельным вопросом, который не отражается на мейнстриме», – констатирует Маслов.

Торгово-экономический оборот Украины и Китая в 2020 году составил 15,4 млрд долларов, в целом показатели сотрудничества растут. Украинцы поставляют в КНР сырье – например, подсолнечное масло, – и закупают там широкую номенклатуру товаров.

«На Украине в силу не очень опытной дипломатической службы не поняли намеков Пекина, но Китай здесь проиграл, и это может иметь серьезные последствия по двум причинам. Во-первых, эта история действительно самый крупный проигрыш китайской компании на внешнем рынке: Skyrizon вложила в «Мотор Сич» значительные деньги», – резюмирует Маслов.

Китайцы не нарушили нормы и правила Украины, включая законы об отчуждении прав интеллектуальной собственности. Решение было принято по политическим причинам, поэтому для Китая оно затрагивает вопросы национального достоинства.

Директор Центра стратегических исследований Китая РУДН Алексей Маслов
facebook.com  / Alexey Maslov

«Во-вторых, ситуация с «Мотор Сич» произошла на фоне общего наступления на Китай. Пекин обещает защитить национальных производителей, включая частные компании, а в случае со Skyrizon эти обещания не оправдались», – заключает Маслов.

Профессор полагает, что Китай обратится в арбитражные суды и таким образом постарается защитить свои права. Речь идет о защите интересов в рамках международного законодательства по защите инвестиций, процесс это непростой, но у Пекина отличные шансы.

«Китай уже заявлял, что пойдет до конца. Ситуация скажется на китайско-украинских отношениях, которые теперь будут напряженными. Пекин не будет прекращать или сокращать торговлю, китайцы не хотят упускать такой лакомый кусочек, как Украина, но отношения станут более жесткими, а КНР перестанет включать Киев в список дружественных государств», – констатирует Маслов.

Для КНР это означает режим, когда китайские власти перестанут благоприятствовать развитию торговли с Украиной. Пекин прекратит давать льготные кредиты Украине и т. д., здесь много рычагов политико-экономического давления на Киев.

Китай постарается защитить свои инвестиции
pixabay.com  / PD

«Украине теперь не удастся за счет Китая создать линию экономической безопасности против ЕС и России, поэтому в ситуации c «Мотор Сич» Киев больше проиграл, чем выиграл. Самое главное, что в Киеве не предложили Пекину систему урегулирования конфликта, а в Китае на это намекали, но украинцы не стали этого делать. Ведь можно было выплатить компенсацию или иначе решить вопрос», – резюмирует Маслов.

Данная политика фактически отдаляет Пекин от Киева.