Ирландские грузоперевозчики забыли британский маршрут после брексита
pixabay.com  /  Foto-Rabe

Brexit значительно повлиял на ирландско-британские грузовые перевозки. Что изменилось в товарообороте между странами, разбирались аналитики ФБА «Экономика сегодня».

Операторам пришлось изменить маршрут

Правительство Ирландии сообщает об ухудшении торговых отношений с Великобританией, после того как государство покинуло Европейский союз. Отмечается, что количество взаимных грузоперевозок с бывшим членом ЕС снизилось в пользу остальной части Европы.

Самым значительным последствием стал отказ от некогда более быстрого маршрута, который позволял перевозчикам использовать короткий морской переход между Дублином и Холихедом в Уэльсе, проезжать через Великобританию, а затем с помощью еще одного парома попадать в материковую Европу.

Эксперты считают, что многие перевозчики избегают привычного маршрута из-за опасений по поводу задержек и сбоев в рамках нового таможенного контроля. Изменение конфигурации ирландского трафика в первые шесть месяцев после поправок в законодательстве соседа переориентировало государство на увеличение торговли с другими членами ЕС.

Отмечается, что грузовые перевозки через порты Северной Ирландии также выросли до самого высокого уровня с 2007 года, поскольку операторам пришлось отказаться от поставок через среднюю часть Англии и Дублинский порт, находящийся на юго-востоке. Вместо этого они вынуждены отправлять товары непосредственно из Северной Ирландии.

Ирландские грузоперевозчики забыли британский маршрут после брексита
pixabay.com  / 

Поставки переориентированы на ЕС

Во втором квартале 2021 года объемы перевозок через порты в Республике Ирландия соответствовали значениям аналогичного квартала двумя годами ранее. Однако конфигурация трафика с точки зрения выбора маршрута и режима доставки была значительно изменена по сравнению с 2019 годом.

С тех пор как Британия покинула состав ЕС, импорт ее товаров в Ирландию сократился на 35% в первые пять месяцев 2021 года, при этом количество судоходных маршрутов в материковую Европу увеличилось более чем вдвое.

Движение между портами двух государств в январе-апреле было на 20% ниже по сравнению с тем же периодом до пандемии коронавируса, в то время как объемы на ирландско-европейских маршрутах выросли на 99% относительно 2019 года, а общие объемы британских поставок сократились на 0,2%.

Трафик между ирландскими и британскими портами в настоящее время составляет 67% от всех объемов перевозок Ирландии, тогда как два года назад показатель достигал 84%. Остальная часть приходится на прямые маршруты в ЕС, доля которых удвоилась относительно доковидного года.

Ирландские грузоперевозчики забыли британский маршрут после брексита
pixabay.com  / 

Статистика учитывает множество факторов

Brexit, несомненно, заставит переориентировать торговые потоки, сообщил ФБА «Экономика сегодня» доцент кафедры европейских исследований факультета международных отношений СПбГУ Дмитрий Ланко.

«Если раньше при обмене чего бы то ни было между Ирландией и Великобританией отсутствовали таможенные сборы и прочие соответствующие расходы, то сейчас вместе с этим появились еще и затраты, вызванные разницей в законодательстве», — замечает Ланко.

Эксперт утверждает, что для полноценной оценки товарооборота необходимо проанализировать динамику развития экономик исследуемых регионов, так как отделение Британии от ЕС вызвало соответствующие экономические колебания не только в самой стране, но и во всей Европе.

«В условиях коронавируса вся международная торговля нарушилась, и последствия влияния пандемии нам еще только предстоит посчитать», — отмечает Ланко.

По мнению специалиста, Великобритания все еще остается важнейшим транспортным хабом, через который проходило большинство товаров из Ирландии. В нынешних условиях придется искать обходные пути или увеличивать собственные мощности.

«По условиям сделки в рамках Brexit, было установлено, что таможенная граница между основной частью государства и Северной Ирландией не выстраивается и остается так, как это было до отделения, что также могло оказать влияние на статистику по торговле», — констатирует Ланко.

Подводя итог, эксперт делает вывод, что совокупность всех факторов могла привести к снижению статистических данных, однако для проведения полноценного анализа необходимо сравнивать результаты последующих лет по большему спектру параметров для определения общей тенденции.