Модернизированные БАМ и Транссиб повысят российский экспорт в Азию и Европу
wikipedia.org  /  A. L. (loading) / CC BY-SA 4.0

Модернизированные БАМ и Транссиб станут полноценным транспортным коридором между Европой и Азией, что повысит экспортный потенциал России. Такое мнение в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» высказала экономист Виолетта Хачатурян.

Президент России Владимир Путин поручил правительству проследить за ценами на сырье и стоимостью работ при модернизации Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Транссиба.

«Кабмину необходимо осуществлять постоянный контроль за формированием цен на основные сырье и материалы, используемые при модернизации и проведении капитального ремонта железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, а также на основные виды выполняемых работ», — отметил президент.

Первый доклад правительство должно представить до 15 октября, а далее отчитываться раз в полгода.

Инфраструктура будущего

В июле Владимир Путин в режиме видеоконференции запустил железнодорожное движение по второму Байкальскому тоннелю. Новый объект пересекает Байкальский хребет, соединяя два субъекта страны. Западный портал тоннеля находится в Иркутской области, а восточный — в Республике Бурятия. 

Экономист Виолетта Хачатурян считает, что развитие дорожной инфраструктуры — ключевое событие для любой страны. В особенности для такой необъятной, как Россия. 

«Любое строительство, любая модернизация — важное событие в рамках страны. Особенно когда транспортные потоки соединяют отдаленные регионы нашей России. Это большое общественное и экономическое событие», — говорит экономист.

Модернизированные БАМ и Транссиб повысят российский экспорт в Азию и Европу
wikipedia.org  / Sorovas / CC3

Строительство тоннеля началось в 2014 году в рамках модернизации БАМа и Транссиба. Новый участок сделали двухпутным. 

«Если увеличивается пропускная способность, то увеличивается количество перевозок, которые можно осуществить в день, в неделю, в месяц. Увеличится количество товаров, которые можно перевозить между регионами. В рамках нашей огромной страны это очень важно. Сложно, например, привезти что-то с Дальнего Востока в Крым или в Ростов. А если и возможно, то это очень дорого. Соответственно, многие из нас даже не видели той продукции, которая есть где-то далеко от нашего региона», — говорит спикер.

Модернизированные БАМ и Транссиб повысят российский экспорт в Азию и Европу
pixabay.com  / DVFU

Ориентир на экспорт

Восточные рынки активно развиваются, и, следуя за спросом, Россия экспортирует природные ресурсы через дальневосточные порты и пограничные переходы, к которым они доставляются по железной дороге. Однако зачастую такой путь оказывается крайне затруднительным.

«Если говорить об экспорте, то узкие и неподготовленные дороги зачастую затрудняют перевозку товаров либо увеличивают время в пути на неопределенный срок. Думаю, очевидно, что такое устраивает далеко не всех покупателей, плюс это сказывается на цене. Оплата труда, топливо, эксплуатация автомобиля — в конечном итоге за все это платит потребитель», — объясняет Хачатурян.

Сложные условия — особенность всего БАМа. Магистраль идет по болотам и вечной мерзлоте, пересекает десятки рек, каждый десятый километр — надземный. Эксперты отмечают: в регионах, где проходит БАМ, активно идет добыча угля, нефти и газа, железной руды, меди из существующих месторождений.

«Есть и другие месторождения, о которых много пишут. Без развитой дорожной инфраструктуры развивать новые локации сложно. Много проблем, чтобы отвезти туда технику, потом чтобы вывезти добытое. Все это уже на начальном этапе в разы увеличивает стоимость сырья», — говорит собеседница ФБА «Экономика сегодня».

Модернизированные БАМ и Транссиб повысят российский экспорт в Азию и Европу
wikipedia.org  / Сахаров Александр / CC BY-SA 3.0

Спикер подытожила, что главные магистрали — Транссиб и БАМ — сильно загружены. Поэтому их модернизация нужна была давно. После окончания всех работ БАМ и Транссиб абсолютно законно можно будет считать большим транспортным коридором между Европой и Азией.

РЖД планирует разделить загрузку двух магистралей: по БАМу будет провозиться больше сырьевых грузов — это ускорит перевозку по Транссибу контейнеров, которые используются для уже готовых товаров. Именно их транспортируют в Европу из Азии. Кроме того, по мнению эксперта, новые развязки помогут и развитию Дальнего Востока. По некоторым оценкам, свободное перемещение между регионами привлечет людей, готовых к переезду на Дальний Восток и в Восточную Сибирь.