Россия — Западу: отменяй санкции, пока не остался без нефти

 
Москва, 22.04.15 - 14:45
«Роснефть» вместе с министрами обращается к Западу с ясным намеком — «шельф не резиновый»

«Роснефть» обращается к Западу с ясным намеком — «шельф не резиновый»

Нешуточный спор разгорелся между «Роснефтью» и Министерством природных ресурсов вокруг планов открытия доступа на отечественный шельф для частных нефтяных компаний страны. На днях с таким предложением выступил глава министерства Сергей Донской — в ответ госкомпания раскритиковала его подход как не отвечающий интересам России.

Практически все эксперты сходятся во мнении, что планы Минприроды являются скрытым лоббированием интересов «Лукойла» — единственной в стране частной компании, способной, по новым правилам, составить конкуренцию «Роснефти» и «Газпрому» на шельфе. Однако внимательные наблюдатели, следящие за перепалкой, полагают, что главный ее «месседж» направлен вовне страны — а именно, зарубежным партнерам «Роснефти» и «Газпрома», заморозившим свое участие в совместных проектах с госкомпаниями из-за адресных антироссийских санкций, введенных их правительствами. И «месседж» этот очень прост: возвращайтесь, давите на свои власти — или окажетесь без доли.

Если бы не санкции…

В чем заключается суть спора «Роснефти» и Минприроды? По ныне действующему законодательству, доступ к разработке шельфовых нефтегазовых месторождений в России имеют лишь компании с превалирующим госучастием, обладающие пятилетним опытом подобных работ.

Под столь жесткие критерии подпадают лишь два углеводородных бренда в стране — те, что возглавляются Игорем Сечиным и Алексеем Миллером. Именно госкомпании явились выгодополучателями всех последних распределений шельфовых участков в Арктике и на Тихоокеанском побережье, получив от 40% (версия «Роснефти») до 80% (версия Донского) от их общего количества.

Не обладая достаточными технологическими и финансовыми возможностями для единоличного освоения полученных участков, обе госкомпании все последние годы активно привлекали к работе зарубежных партнеров, создавая с ними совместные предприятия. Контрагентами «Роснефти» в разных проектах выступали, в частности, Statoil, ENI и ExxonMobil, а «Газпром» работал с Royal Dutch Shell. Это были выгодные сделки: обладая контрольным пакетом акций в каждом из создаваемых СП, госкомпании получали деньги на геологоразведку и необходимые технологии.

Однако после введения санкций зарубежные партнеры, к своему сожалению, вынуждены были свернуть прибыльное сотрудничество с российскими госкомпаниями. На это наслоилось и падение цен на нефть, сделавшее многие шельфовые проекты весьма рисковыми. Все вместе это привело к возникновению угрозы замораживания шельфовых разработок «до лучших времен». По словам Донского, в случае с «Роснефтью» речь идет о переносе по срокам работ на 20% всех шельфовых заявок госкомпании.

В свою очередь, активный интерес к шельфу, как считается, выражает частный «Лукойл». По мнению аналитиков, именно этот интерес подвиг главу компании Вагита Алекперова на встречу с Владимиром Путиным в начале февраля этого года.

Источники в СМИ утверждают, что в марте помощник президента Сергей Белоусов «принципиально поддержал» попытки «Лукойла» пробиться в ряды шельфовых операторов. К другим лоббистам этой затеи, помимо главы Минприроды Донского, разные издания причисляют вице-премьера Александра Хлопонина и министра энергетики Александра Новака.

Казалось бы, в чем проблема? Шельф большой, места хватит всем. Почему бы не допустить к его разработке частную российскую компанию, пока ее государственные собратья испытывают санкционное давление извне?

Взаимные упреки

Не такой уж «Лукойл» российский, возражают в «Роснефти»: детище Алекперова прописано в офшоре. «Вопрос, является ли российской компания, зарегистрированная в офшоре, имеющая офисы в столицах нероссийских нефтедобывающих регионов, что, впрочем, по Донскому, и не важно», — заявляют в госкомпании. Опасения руководства «Роснефти» понятны. В новейшей истории ему дважды приходилось иметь дело с частным нефтегазовым интересом — в ситуации с ЮКОСом и ТНК-ВР, — и оба раза интересы этих олигархических структур очень плохо сопрягались с интересами России.

Особое возмущение в госкомпании вызвал неприкрытый лоббистский характер инициативы Минприроды: по мнению «Роснефти», ни о какой либерализации законодательства речи тут не идет. В ответ на это г-н Донской уже заявил, что никаких отсылок на «Лукойл» в его предложении не содержится, и вообще — позиция министерств не окончательна и еще подлежит обсуждению. «Лукойл» также, в ответ на обвинения, сам готов обвинять «Роснефть» — в том, например, что эта госкомпания, получая без конкурса участки на шельфе, способствует капитализации своих акционеров, включая иностранную компанию ВР.

Но главную проблему «Роснефть» видит в резкой смене правил игры. Ныне действующие правила, по ее мнению, защищают государственные интересы, позволяя надежно контролировать степень допуска иностранных игроков к российским недрам. Тогда как келейная смена правил игры фактически работает на западные санкции, отпугивая стратегических зарубежных партнеров от сотрудничества с госкомпаниями и допуская невнятные схемы вхождения западного капитала в важнейшую отрасль российской экономики.

Стоит заметить, что несколько лет назад «Роснефть» активно зазывала поучаствовать в совместных шельфовых проектах частный российский бизнес, в том числе, «Лукойл». В 2011 году госкомпания даже предлагала ему поделить пополам доли в намечаемом СП, однако Алекперов отказался.

Весной же 2012 года, когда правительство утвердило значительные налоговые льготы для шельфовых проектов, уже «Лукойл» изъявлял желание войти в совместный бизнес с «Роснефтью», причем на худших условиях: 33% против 67%. Однако госкомпания предпочла иметь дело с теми, кто решился разделить с ней риски до введения льгот, — в том числе, с иностранцами.

Так что же случилось на этот раз? Неужели «Лукойл» решил наверстать упущенное и пробиться в «высшую лигу» отечественной нефтедобычи?

Запад ждать никто не будет

Рискнем предположить, что видимая реальность может существенно отличаться от внутренней подоплеки событий.

Начнем с того, что в условиях кризиса, санкций и низкой нефтяной цены «Лукойл» не выглядит однозначным бенефициаром возможного правительственного решения по шельфу. Он может пробить себе участки — но справится ли он с их освоением? Есть ли у него достаточные деньги и технологии? Сможет ли «Лукойл» обойтись без иностранных контрагентов, доступ которых на российский нефтегазовый рынок серьезно ограничен? Не боится ли он сам адресных санкций со стороны Запада?

Аналитики утверждают, что даже если «Лукойл» получит собственную шельфовую «делянку», приступить к ее разработке он сможет не раньше 2025 года.

Тогда о чем речь? И кстати, откуда этот вопрос возник? В списке фамилий, связанных с «лоббированием» интересов частных компаний, не содержится привычных правительственных персон, набивших руку на антисечинских решениях. В нем нет, например, Аркадия Дворковича, который вообще-то является куратором ТЭК в кабмине. Напротив, инициатива с допуском частных компаний к шельфу привязана к имени Путина — а уж его-то сложно заподозрить в игре против госкомпаний, создание и активное развитие которых, в том числе на шельфе, было бы невозможно без полной поддержки Кремля.

Конечно, ситуация далека от решения, споры будут продолжаться минимум до середины мая, когда идею Минприроды должны обсудить на уровне вице-премьеров правительства. Однако пока что все это выглядит как «игра в четыре руки», при которой «Роснефть» вместе с министрами обращается к Западу с ясным намеком — «шельф не резиновый».

Западные нефтяные корпорации должны четко уяснить, что пассивное ожидание окончания санкций, после которого они смогли бы возобновить шельфовые проекты в России, может выйти им боком: их место могут попросту занять частные российские компании. Насколько это реально — другой вопрос. Однако, получив в свое распоряжение несколько шельфовых участков, тот же «Лукойл» сможет общаться с западными контрагентами на совсем иных условиях, нежели сегодня. Причем совсем не факт, что этими контрагентами окажутся западные, а вовсе не, например, восточноазиатские компании.

Поэтому американским и европейским углеводородным брендам пора бы уже как следует надавить на собственные правительства, чтобы они не маялись дурью и сняли антироссийские санкции, пока еще не поздно. Ведь «стая большая, а лосенок-то маленький».


Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Новости партнёров

ФБА «Экономика сегодня»
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77 - 65410 от 18.04.2016.

Правило использования материалов
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+


Информационные тексты, опубликованные на сайте rueconomics.ru могут быть воспроизведены в любых СМИ, на сайтах сети Интернет или на любых иных носителях без существенных
ограничений по объему и срокам публикации. Цитирование (републикация) фото-, видео- и графических материалов с сайта rueconomy.ru требует письменного разрешения редакции
"Экономика сегодня". При любом цитировании материалов на сайтах сети Интернет активная ссылка не закрытая от индексации на "Экономика сегодня" обязательна.


Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс бел. рубля0.000.00
Курс тенге0.000.00
Курс юаня0.000.00
Курс гривны0.000.00
Курс франка0.000.00
Курс йены0.000.00
Курсы валют на межбанковском рынке
ПокупкаПродажа
USD/RUB0.000.00
EUR/RUB0.000.00
Данные на

Наверх