SCMP: Китай уходит от заказов, Москва ищет новые торговые пути к Пекину
pixabay.com  / 

Москва и Пекин выходят за пределы привычного сотрудничества на фоне отказа КНР от новых заказов, сообщил ФБА «Экономика сегодня» временно исполняющий обязанности директора Института Дальнего Востока Российской академии наук Алексей Маслов.

Новые заказы перестают интересовать средний и малый бизнес Китая. Компании отказываются от них из-за роста сроков доставки на фоне ограничительных мер, вызванных COVID-19. Как пишет издание South China Morning Post (SCMP), китайские средние и малые экспортные предприятия сокращают производство, чтобы избежать заполнения складов. Помимо всего, организации-экспортеры испытывают дефицит доходов.

Торговля меняет привычные очертания

Мировая экономика и, прежде всего, мировая инфраструктура неокончательно восстановились после пандемии коронавирусной инфекции, объясняет проблемы с доставкой товаров эксперт Александр Маслов. Целый ряд привычных дорог до сих пор не загружен в том объеме, который планировался на текущий год.

«Малый и средний бизнес Китая привык работать над созданием долгосрочных заказов на большой горизонт времени. Обычно КНР принимала заказы на несколько лет вперед, но ситуация изменилась.

Более того, многие страны, в том числе Вьетнам и частично Индия, начали перетягивать более дешевые заказы к себе. Поэтому мы видим изменение всей модели размещения заказов. Китай при этом не только стремится быть производственным центром, но и превращается в финансово-экономический хаб», – объясняет эксперт.

SCMP: Китай уходит от заказов, Москва ищет новые торговые пути к Пекину
Федеральное агентство новостей  / Степан Яцко

Компании-поставщики переживают трудности не только в Китае и странах-экспортерах по всей Азии, но и в Соединенных Штатах Америки, Европейском союзе и Австралии, где пустые контейнеры скапливаются в портах. Такая ситуация складывается, потому что производство не вернулось к допандемийным уровням.

Участники торговых процессов начали замечать ухудшение ситуации еще летом. Так, на терминале в порту Нинбо-Чжоушань в августе 2021 года была остановлена работа из-за одного сотрудника, заразившегося коронавирусом. Похожее происходит и в воздушных портах. После ограничений из-за вспышки инфекции выросли цены и сократились грузовые операции.

Жемчужная территория Китая

Основные усилия бизнеса в Китайской Народной Республике направлены на активное развитие юга страны, где расположен регион Большого залива, объединяющий провинции Гуандун, Макао и Гонконг. Это зона ускоренного инновационного и экономического развития в дельте реки Жемчужная.

Там сосредоточена логистика, финансы и многое другое, отмечает собеседник ФБА «Экономика сегодня», и происходит изменение привычных моделей. Трансформируется в том числе конструкция торгово-экономических отношений Китая и Российской Федерации.

SCMP: Китай уходит от заказов, Москва ищет новые торговые пути к Пекину
pixabay.com  / 

«Изначально государства стремились наращивать торговлю в цифровом отношении, благодаря чему по показателям прошлого года удалось достичь 108 млрд долларов США. Итоги первого и второго кварталов текущего года показали некоторый прирост. Главной задачей на сегодняшний день становится потребность в диверсификации экономических отношений.

Во-первых, речь идет о возможном увеличении инвестиций друг в друга, во-вторых, об усложнении логистики. Поэтому Россия продвигает идею Большого Евразийского партнерства для взаимодействия с Китаем через ЕАЭС. Китай же, судя по обращению Си Цзиньпина на Восточном экономическом форуме, эту идею поддерживает», – рассказал эксперт.

Алексей Маслов добавил, что за последние несколько месяцев Китай стал открытым для приема иностранных инвестиций. На фоне готовности Пекина к сотрудничеству Москва предлагает наращивать взаимодействие через свободный порт Владивосток и логистические возможности России.

SCMP: Китай уходит от заказов, Москва ищет новые торговые пути к Пекину
kremlin.ru  / Пресс-служба Кремля

Намерение Китая усилить обмен инвестициями подтверждает заявление директора Евразийского департамента Министерства коммерции КНР. Ранее Ван Кайсюань сообщил, что общий объем инвестиций из КНР в Россию составил 200 млрд американских долларов впервые за этот год, превысив показатель за аналогичный период 2020 года на 33%.

«Сейчас развиваются перевозки по линии Владивосток – Ляонин – Цзилинь – Хэйлунцзян, а также ускоряется китайский транзитный трафик через столицу Дальнего Востока. Надеемся, что он возрастет в два-четыре раза.

Сотрудничество России и Китая теперь нужно мерить не только ростом двусторонней торговли, но и количеством новых проектов, оказывающих мультипликативный эффект на экономики обеих стран», – подытожил Маслов.