«Газпром» и мэрия Москвы переведут столичные автобусы на водород
ФБА «Экономика сегодня»  / 

«Газпром нефть» готова поставлять водород для внедрения водоробусов в Москве. Нужен ли столице подобный транспорт, разбирались аналитики ФБА «Экономика сегодня».

Водород придет на смену электричеству

Руководитель департамента стратегии и инноваций нефтедобывающей компании Сергей Вакуленко в рамках своего выступления на сессии «Глобальные тренды декарбонизации: место водорода и точки роста для России» на международной водородной конференции заявил, что «Газпром нефть» может осуществлять поставки водорода для общественного транспорта Москвы.

На данный момент столичные власти еще только рассматривают проект использования водорода в качестве топлива для автотранспорта. При этом «Газпром» не видит логистических или технических сложностей в предоставление водорода для московских автобусных парков, а через два года, когда будет завершено строительство новой водородной установки на Московском НПЗ, объемы поставок могут быть увеличены в разы.

Перевод столичного общественного транспорта с электричества на водород позволит увеличить его пробег с 70 километров до 200 километров от одной заправки, а также решит вопрос использования дизельной системы отопления салона.

В июле глава департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максим Ликсутов уже подписал проект по развитию водородного транспорта, а в начале текущего месяца компании «ГАЗ» и «КамАЗ» представили свои первые модели водоробусов, которые в будущем могут выпустить на улицы Москвы.

“Газпром” и мэрия Москвы переведут столичные автобусы на водород
pixabay.com  / 

Москва взяла курс на экологию

Согласно последнему заявлению мэра Москвы Сергея Собянина, долю электрического транспорта в столице намерены довести до 90% к 2025 году. При этом отмечается, что уже сейчас 70% общественного транспорта в городе работают на электричестве. Москва начала переход от неэкологичных дизельных автобусов на современный электрический транспорт еще в 2018 году.

На сегодняшний день на более чем 45 городских маршрутах работают свыше 700 электробусов, а до конца года в «Мосгортранс» придут еще 300 аналогичных машин. В ближайшие два года перед властями города стоит задача увеличить число электробусов до 1420 машин и продолжать дальше наращивать парк.

Около 90% всех загрязнений воздуха в Москве приходится на автомобили. По подсчетам экспертов, замена одного дизельного автобуса на электрический аналог позволяет уменьшить выбросы углекислого газа в окружающую среду на 60,7 тонны в год. Так, в 2020 году благодаря развитию электробусной сети выбросы загрязняющих веществ в столичный воздух сократились примерно на 400 тонн.

Водородный транспорт в столице, согласно прогнозам, начнет тестироваться уже в следующем году, он позволит сохранять углеродную нейтральность даже при сильном ухудшении погодных условий зимой без каких-либо потерь с точки зрения эксплуатации. К примеру, водоробус КамАЗа может работать при температуре от минус 40 до плюс 40 градусов по Цельсию.

“Газпром” и мэрия Москвы переведут столичные автобусы на водород
mos.ru  / Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Все познается в сравнении

В разговоре с ФБА «Экономика сегодня» вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр сообщил, что с точки зрения технологий водородные двигатели не менее старые, чем электрические, а значит, их проработка не менее глубокая.

«Многие считают, что водородное топливо в будущем может стать основным, хотя, как и для получения электричества, чтобы получить водород, необходимо воспользоваться установками, загрязняющими окружающую среду», — отмечает Хайцеэр.

Эксперт считает, что проект водоробусов правительством Москвы рассматривается как некоторая альтернатива, с помощью которой можно будет на практике оценить, какой вид топлива будет обходиться дешевле, работать эффективнее и станет основным в дальнейшей инфраструктуре города.

«Мне не совсем понятно, почему именно автобусы тестируют новые виды топлива, тогда как автопарк коммунальных служб несет за собой не меньше, а, возможно, даже и больше загрязнений за счет своей медленной скорости и постоянных остановок. В Китае, например, такой опыт активно внедряется», — замечает Хайцеэр.

В заключение специалист делает вывод, что сейчас автопроизводители параллельно разрабатывают и развивают все виды двигателей под различное топливо, даже самые неэкологичные, чтобы в конечном итоге выбрать тот вариант, который в будущем станет основным.