Независимые АЗС рискуют уйти с рынка РФ под давлением «гигантов»
ФБА «Экономика сегодня»  / 

Топливный рынок РФ испытывает давление таких монополий, как сеть Shell, и переживает кризисные явления, рассказал ФБА «Экономика сегодня» руководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве РФ Константин Ордов.

Рост оптовых цен на бензин в диапазоне с 30% до 60% может привести к банкротству некоторых АЗС в Российской Федерации. По словам директора по развитию и операционному управлению сети АЗС Shell в РФ Виталия Маслова, «в такой ситуации бизнес себя чувствует очень некомфортно».

Маслов также отметил, что с начала текущего года розничные цены на моторное топливо повысились лишь на 3–6%. Это создает риски для независимых АЗС, которые не занимаются производством бензина и оптовыми продажами.

Компании, перерабатывающие сырье и реализующие его после на иностранных рынках, напротив, становятся выгодоприобретателями и получают возможность компенсировать убытки от розничной торговли. Как пояснил Маслов, такая ситуация провоцирует проблемы из-за отсутствия интегрированной маржи, что позволяет АЗС зарабатывать «только на топливной рознице, которая сейчас нерентабельна».

Независимые АЗС рискуют уйти с рынка РФ под давлением «гигантов»
ФБА «Экономика сегодня» /

«Угроза действительно существует, а исходит она от некой монопольной власти нефтепереработчиков. Они выстроили свои вертикально интегрированные структуры, куда в том числе входит российская сеть АЗС Shell.

Брендовые заправки могут себе позволить не обращать внимания на соотношение оптовых и розничных цен, так как их доход формируется в ходе всей цепочки: от переработки сырой нефти до получения бензина или других нефтепродуктов», – подтвердил заявление представителя Shell финансист Константин Ордов.

Монополии правят рынком

Корпорация Shell работает на рынке Российской Федерации с 1998 года. За эти годы организация запустила в регионах страны 411 АЗС, из которых 178 являются дилерскими, а 233 собственными.

На сегодняшний день российских автомобилистов обслуживает всего 23 тысячи АЗС. При этом более 60% представляют независимые сети без добывающих и перерабатывающих активов. Остальная часть внутреннего российского рынка состоит из вертикально интегрированных компаний, среди которых «Роснефть», ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть».

Независимые АЗС рискуют уйти с рынка РФ под давлением «гигантов»
ФБА «Экономика сегодня» /

«Российское правительство на фоне происходящего требовало увеличить объемы продаж через биржу, в том числе и бензина. Такая мера позволила бы создать равные условия для частных бензоколонок и сетевых, интегрированных в крупную компанию.

Но на свободном рынке страны часто возникают проблемы из-за признаков недобросовестной конкуренции. В период кризиса, когда каждая копейка на счету, вне правил начинают играть и крупные компании.

Антимонопольная служба в таких случаях ограничивается предписаниями и действует в рамках правового поля, которое не создает равных условий доступа к оптовому рынку бензина для всех игроков, в том числе для тех, кто реализует готовую продукцию нефтепереработки», – рассказал собеседник ФБА «Экономика сегодня».

Корпорация Shell в течение нескольких месяцев в текущем году получает убыток в размере 1,5 рубля с каждого проданного литра бензина. Однако влияние власти монополий на независимых игроков и убытки 2021 года не заставят Shell сократить инвестиции в российскую розничную сеть. Наоборот, компания планирует продолжить в следующем году запуск новых АЗС в регионах России на заранее подготовленные средства.

Независимые АЗС рискуют уйти с рынка РФ под давлением «гигантов»
Федеральное агентство новостей (ФАН) / Федеральное агентство новостей

«Мы еще увидим последствия экономического кризиса 2020 года, а также эффекты вмешательства государственной власти в процесс ценообразования на топливном рынке.

Желание властей регулировать цены оправдывалось быстрым ростом. Сейчас мы видим сообщения о снижении стоимости, что является следствием административных причин.

Но только главными пострадавшими от вмешательства властей и регулирования окажутся независимые АЗС, сокращение числа которых приведет к устойчивому и бесконтрольному росту цен», – объяснил финансист.

Банковский сектор извлекает выгоду

Директор по развитию и операционному управлению российской сети АЗС Shell Виталий Маслов отметил, что ситуацию усугубляют ставки эквайринга и отказ банков предоставить кредит независимым сетям, оказавшимся в затруднительном финансовом положении.

Рост доли безналичного расчета на фоне происходящего провоцирует падение рентабельности розничной торговли топливом. Так, сети вынуждены платить за эквайринг около 1,5%, а это почти в два раза выше ставок в ресторанах быстрого питания.

Независимые АЗС рискуют уйти с рынка РФ под давлением «гигантов»
Федеральное агентство новостей /

В России ставка также варьируется в зависимости от стоимости топлива на АЗС. Поэтому владельцы независимых заправок платят банкам около 20% валового дохода в качестве комиссии.

Размер комиссии за эквайринг, считает финансист Константин Ордов, для независимых и сетевых АЗС сравним с казусом Wildberries. Ведущий маркетплейс страны устроил демарш, изменив подход к политике российских банков, повысивших комиссию для интернет-магазинов до 2%.

В соотношении с европейским уровнем эквайринга российский в разы выше. Комиссия за эквайринг в странах Восточной Европы составляет лишь 0,3–0,4% от стоимости товаров.

Низкого уровня европейские страны, поясняет Ордов, добились жестким административным регулированием, поэтому российской стороне стоило бы присмотреться к данному опыту и применить его на рынке.