Пик автопромышленного производства: как Россия выводит отрасль из кризиса
Федеральное агентство новостей  /  Степан Яцко

Диверсификация иностранных автокомпонентов усилит импортозамещение в России, рассказал ФБА «Экономика сегодня» экономист Михаил Беляев.

Промышленная отрасль Российской Федерации может заместить большую часть всех дефицитных автокомпонентов, но не все. Основная причина, по мнению вице-премьера РФ Юрия Борисова, это нехватка компетенций по некоторым продуктам.

В настоящее время дефицит автокомпонентов наблюдается на таких предприятиях, как КамАЗ, у главного российского производителя конечной автоэлектроники «Итэлма», а также у АвтоВАЗа, который за последние месяцы несколько раз приостанавливал производство различных моделей машин.

Борисов пояснил, что «краткосрочные остановки конвейеров российских автопроизводителей, в частности АвтоВАЗа, не являются критическими, потому что у производителей есть запас продукции». Кризисной нельзя назвать и ситуацию на заводе «Ангстрем», где восстанавливается работа.

Проблема затрагивает часть продуктовой линейки из-за «нехватки производственных активов нужных технологических возможностей для производства высокотехнологичных микроконтроллеров и процессоров».

Пик автопромышленного производства: как Россия выводит отрасль из кризиса
Агентство городских новостей Москва / Софья Сандурская

Однако часть «продукции постепенно замещается», так как страна имеет «нужные активы, где не требуются очень высокие технологии в области силовой электроники». По словам Борисова, «это постепенный процесс, и единовременно выйти на необходимый уровень производства невозможно».

«Проблема не только масштабная, а коренная. Мы, конечно, можем заменить внутренним производством практически все, кроме того, что действительно вызывает озабоченность.

В свете четвертой промышленной революции, цифровизации, создания зеленых технологий речь идет о высокотехнологичных производствах, касающихся контроля, управления, работы с базами данных, аналитики и того, что приспособлено к использованию искусственного интеллекта и управлению цифровыми технологиями для последующего контроля над технологическими процессами», – прокомментировал заявление вице-премьера РФ экономист Михаил Беляев.

Дефицит мирового масштаба

Российский вице-премьер отметил, что «дефицит необходимых компонентов испытывает практически весь мировой автопром» на фоне энергетического кризиса из-за пандемии коронавирусной инфекции. К невостребованности всех автокомпонентов в необходимом количестве также привело резкое падение объемов производства.

Пик автопромышленного производства: как Россия выводит отрасль из кризиса
avtovaz.ru / LADA

«Компьютерные технологии, приспособленные под решение многих задач, базируются на специфических компонентах. Они требуют не только специального производства и технологий, но и особенных знаний для использования в промышленности. В России существует множество идей, теоретических разработок, но возникают проблемы с производством», – добавил собеседник ФБА «Экономика сегодня».

Юрий Борисов в ходе Тюменского нефтегазового форума подчеркнул, что отечественная и мировая промышленность не в состоянии единовременно нарастить необходимый уровень, но сможет сделать это постепенно в силу того, что «производственные возможности всей мировой индустрии микроэлектроники сейчас активно над этим работают».  

Тем временем мировые автопроизводители переживают затруднительную ситуацию в связи с нехваткой на рынке многих автокомпонентов, в частности полупроводников. Например, General Motors из Соединенных Штатов Америки, Toyota Motor из Японии, а также Hyundai Motor в Южной Корее приостанавливали несколько заводов и искусственно занижали объемы производства на фоне недостатка микросхем.

Россия ищет пути решения

Ранее в российской Ассоциации европейского бизнеса предсказывали снижение объемов продаж большинства автопроизводителей в стране в связи с недостаточным количеством электронных комплектующих на мировом рынке.

Высокая вероятность реализации подобного сценария, уверен экономист Михаил Беляев, сохраняется и из-за недостатка кадров на отечественных промышленных предприятиях.

Пик автопромышленного производства: как Россия выводит отрасль из кризиса
Prt Scr youtube.com / Общественное телевидение России

«России нужно привлекать иностранных специалистов, создавая определенные условия, а также организовывать подготовку собственных кадров. Добиться успехов в этих направлениях поможет движение по пути, по которому когда-то шел Китай.

Эта страна отправляла своих студентов учиться за рубеж с участием государственного финансирования. Воплощение такой идеи в жизнь поможет создать базу для российского научно-технического прогресса», – полагает эксперт.

Государство способно обеспечить российским студентам обучение в иностранных вузах, взяв с них обязательство вернуться на отечественные предприятия. Кроме того, знания, полученные за рубежом, считает Беляев, позволят обновить квалификацию российских преподавателей.

Пик автопромышленного производства: как Россия выводит отрасль из кризиса
kremlin.ru / Пресс-служба Кремля

«Отечественная база подготовки кадров за государственный счет. Ведь это задача властей – учредить производственные комплексы, поставив задачу овладеть знаниями о создании дефицитных компонентов.

Можно полагаться и на рискованные внешнеторговые поставки, но тогда Россия не получит передовых компонентов, а также тех, которые нужны для технологического рывка. Страна должна учитывать политические, пандемические и экономические факторы, влияющие на мировые рынки», – резюмировал эксперт.