Борьба с «Северным потоком – 2» оставила в стороне газовые интересы Украины
Федеральное агентство новостей  / 

Проблемой Украины является не «Северный поток – 2», а необходимость модернизации ГТС, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

Президент Украины Владимир Зеленский
Федеральное агентство новостей (ФАН)  / Федеральное агентство новостей

Украина решила бороться с «Северным потоком – 2»

Президент Украины Владимир Зеленский подписал распоряжение о создании рабочей группы по нейтрализации рисков от запуска газопровода «Северный поток – 2», которая должна подготовить меры для уменьшения угроз в сфере безопасности и энергетики.

В Киеве рассуждают о национальной безопасности, но есть сомнения, что «Северный поток – 2» реально угрожает Украине.

До 2024 года будет действовать газотранспортное соглашение 2019 года, гарантирующее транзит через Украину 110 млн кубов газа в день, или 40 млрд кубов газа в год, c минимальной планкой доходов Киева в 1,2 млрд долларов. «Северный поток – 2» не повлияет на данный формат, практика 2021 года показывает, что «Газпром» не собирается увеличивать транзит газа через украинскую газотранспортную систему (ГТС).

«Газпром» и Кремль подтвердили сохранение транзита через Украину после 2024 года, тезис прописан и в совместном заявлении США и ФРГ. Было бы логично, если бы Киев на основании этого выстраивал политику, но популизм украинцам важнее.

Смысла в риторике Украины по «Северному потоку – 2» нет, Киев не сможет повлиять на решение германских властей по сертификации проекта, а вопрос условий дальнейшего транзита будет решаться не сегодня, а в районе 2023–2024 годов.

Транзит на Украину гарантирован до 2024 года
Федеральное агентство новостей  / 

Зеленский и его окружение пытаются выглядеть борцами за нацинтересы Украины и этим повысить рейтинг среди украинцев, которых пропаганда убедила в том, что от «Северного потока – 2» зависит благосостояние страны, но газотранспортные доходы группируются на счетах «Нафтогаза» и «Оператора ГТС Украины» и только после этого переводятся в бюджет страны.

Украинская борьба носит странный характер: транзитные 1,2 млрд долларов в год – это небольшие деньги для такой страны, как Украина. Глупо выстраивать внешнюю политику для борьбы с проектом, который только косвенно влияет на украинские интересы.

«Борьба с РФ является основной целью украинских властей, это основной смысл существования их режима. Украинцы каждый день делают заявления по этому направлению и придумывают различные способы давления на РФ», – констатирует Правосудов.

На Украине главенствует тезис о том, что сохранение транзитных доходов является чуть ли не обязанностью России, но это абсурд.

Украине повезло, что через ее территорию в восьмидесятые годы был построен магистральный газопровод по доставке газа в ФРГ. Сегодня он для России невыгоден, и не по политическим соображениям, а из-за транспортного плеча и тарифной политики Киева.

Для «Газпрома» украинский транзит невыгоден
gazprom.ru  / ПАО «Газпром»

У Украины есть проблемы посерьезней «Северного потока – 2»

«Запуск "Северного потока – 2" означает серьезные последствия для Украины: контракт действует до 2024 года, но новый газопровод будет постепенно загружаться, и к 2025 году он выйдет на проектный режим», – резюмирует Правосудов.

Полная загрузка «Северного потока – 2» при современном уровне поставок российского газа в Европу поднимет вопрос украинского транзита.

«Условие о 40 млрд кубов ежегодного транзита после 2024 года пролонгировано не будет, если европейцы не увеличат закупки российского газа. Будет подписан новый контракт, в рамках которого будет прописано обязательство по транзиту 10–15 млрд кубов. Остальные транзитные объемы будут докупаться "Газпромом" на аукционах», – заключает Правосудов.

Для Украины это означает необходимость модернизации газотранспортной системы. Проблемой Киева является то, что транзитирует газ в Европу и поставляет топливо потребителям одна и та же труба, и стратегически это риск, о котором Зеленский не говорит.

«После сокращения транзита украинцам придется отключать какие-то трубы и думать, как доставить газ потребителям. Создавать перемычки и модернизировать ГТС. Этим на Украине никто серьезно не занимался, зато в Киеве придумывают разные способы борьбы с РФ, включая апелляции к заграничным спонсорам в стиле "заграница нам поможет"», – констатирует Правосудов.

Генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов
youtube.com  / Prt Scr / Свободная Пресса

Пока помощь Украина не получила, а адаптация газотранспортной системы к новым условиям потребует от Киева много денег.

Украинская ГТС станет намного скромнее выстроенного при СССР гиганта с максимальным объемом поставок в Европу в 175 млрд кубов в год. При СССР еще был расчет на огромное потребление газа на Украине – свыше 100 млрд кубов в год при нынешних 32 млрд кубов.

Сроки эксплуатации трубопровода, построенного в восьмидесятые годы, подходят к концу, и Киеву придется решать эту задачу.

«Речь тут идет о миллиардах долларов, а не о десятках миллиардов. Сокращать мощности проще, чем увеличивать, но система старая, поэтому в нее нужно вкладывать средства, хотя немцы обещали Украине какие-то деньги», – заключает Правосудов.

В совместном заявлении США и ФРГ прописан пункт о создании специального «зеленого» фонда для Украины на 1 млрд долларов, но непонятно, как он будет профинансирован, немцы гарантируют украинцам предоставление 175 млн долларов, на остальные объемы фондов нет.

Германия и США сделали вид, что поддерживают Украину
Федеральное агентство новостей  / pixabay.com / analogicus / Capri23auto

«Там заявлено, что Украина получит мощности для производства водорода, который в пропорции с метаном пойдет по этим модернизированным трубам. Озвученные в совместном заявлении цифры смешны, модернизацию ГТС на них провести нереально», – резюмирует Правосудов.

Проект, скорее всего, закончится тем, что Украине предоставят пару германских установок по электролизу водорода.