На ПМГФ-2021 обсудили потребность нефтегазовой отрасли РФ в лидерах нового поколения
ФБА «Экономика сегодня»  / 

Традиционный подход к управлению изменениями несет в себе немало рисков, связанных с сопротивлением внутри компаний, в том числе и в рядах топ-менеджмента. К такому выводу пришли участники круглого стола «Система подготовки руководителей проектов изменений», организованного в рамках X Петербургского международного газового форума (ПМГФ).

Где искать новых лидеров в консервативной отрасли?

Эксперты признают, что чаще всего основная проблема нефтегаза сосредоточена в людях, а именно в том, как они реагируют на изменения и управляют ими внутри своих компаний.

«Внедряли бережливое производство, разные форматы Agile, системы результативности и т. д. Но общая ситуация такова, что механизмов и инструментов много, а вопрос, как делать качественно, все равно остается», — заявила директор по GreenBox BITOBE Наталия Боровикова.

По ее словам, этот вопрос связан с поверхностным пониманием того, как именно работают изменения.

«Мой опыт в отрасли говорит о том, что она не так высококонкурентна, как рынки FMCG или других динамичных отраслей, где сама жизнь заставляла быстро выращивать агентов изменений и вынуждала компании меняться. Нефтегаз консервативен, и до недавнего времени в нем можно было работать хорошо, можно было работать плохо, можно было работать "никак", можно было даже вредить. Сама отрасль своей спецификой и маржинальностью создавала впечатление, что как бы ни велись дела, сколько бы ни было проблем, все и так будет хорошо. Поэтому необходимости меняться в нефтегазе не было», — подчеркнул Евгений Грива, директор филиала «Санкт-Петербург и СЗФО» компании «Русмедхолдинг» и консультант Евразийской экономической комиссии по вопросам нефтегазового и нефтехимического бизнеса.

На ПМГФ-2021 обсудили потребность нефтегазовой отрасли РФ в лидерах нового поколения
ФБА «Экономика сегодня»  / 

Теперь же условия кардинально меняются: свою лепту внесла пандемия коронавируса, как результат — быстрыми темпами идет цифровизация. Кроме того, нефтегазовый сектор вовлечен в новую повестку, связанную с концепцией устойчивого развития и ESG-принципами.

Руководитель направления по повышению вовлеченности и внутренним коммуникациям госкорпорации «Росатом» Ольга Шкабардня видит в этом новый вызов:

«Мне кажется, мы очень вовремя взялись за теорию изменений. Перед нами стоит большая задача — адаптировать модель поведения и хозяйствования под ESG-повестку, которая в целом неблизка российской культуре и российской корпоративной культуре в том числе. По сути, она предполагает создание новой экономической системы, и чтобы мы смогли к этому прийти, должно смениться целое поколение, которое научится мыслить по-другому».

По ее словам, ESG-принципы сегодня требуют масштабной перестройки в нефтегазе, ведь одно дело внедрять их в медицине, где проекты «априори социальны», а другое — в тяжелой промышленности, у которой «устойчивое развитие лежит в области компенсации нанесенного вреда».

Почему бы компаниям не начать меняться «с края»?

Каждый большой проект изменений порождает серьезное сопротивление внутри компаний. Люди и компании не могут меняться так быстро, как того требует новая реальность.

На ПМГФ-2021 обсудили потребность нефтегазовой отрасли РФ в лидерах нового поколения
ФБА «Экономика сегодня»  / 

Но можно применить другой подход, который позволит сохранить «несущие стены» бизнеса. По мнению Наталии Боровиковой, это трансформация «на краю бизнеса». Она привела в пример банковский сектор:

«Традиционный банковский бизнес законодательно урегулирован, и ему нельзя менять существенно процессы, поэтому на его периферии формируются команды, которые, например, занимаются диджитальным банком. Они живут в другой культуре, у них есть другая степень свободы».

По мере того как привлекательность проекта «на периферии» бизнеса растет, он притягивает к себе все больше ресурсов из центра. И так до тех пор, пока он сам не станет новым центром в компании, объяснила эксперт. По ее мнению, такие очаговые изменения позволят компаниям нефтегаза создавать новое, не разрушая старое. Создание проектов изменений «на краю бизнеса» – это реальный шанс войти в трансформацию без особых проблем.