Социолог Дарья Щербакова назвала угрозой для Петербурга массовую скупку горожанами автомобилей
freepik.com  /  Designed by Freepik

Несмотря на дефицит и подорожание автомобилей, рынок Петербурга продолжает расти. О том, с чем связан высокий спрос на приобретение авто и почему это опасно для города, рассказала доцент кафедры государственного и муниципального управления СЗИУ РАНХиГС, кандидат социологических наук Дарья Щербакова.

Как сообщила эксперт, к октябрю продажи авто в Северной столице оказались на 35% выше по сравнению с тем же периодом 2020 года. Основными причинами высокого спроса, по словам Щербаковой, являются общая экономическая ситуация в стране и улучшение потребительских настроений.

«Согласно официальным данным, индекс потребительской уверенности к четвертому кварталу 2020 года составлял –26%, тогда как за три квартала текущего года этот показатель достиг отметки в –19%. Устойчивый рост демонстрирует и индекс благоприятности условий для крупных покупок. Все это говорит о положительной динамике. Население увереннее смотрит в будущее, жители страны настроены сохранять работу и приумножать свои доходы», – отметила Щербакова.

Вместе с тем доцент предупредила, что на всех желающих машин может не хватить. «На отечественном авторынке отмечается дефицит новой продукции. Из-за этого спрос пока значительно превышает предложение. Ситуация уникальная, потому что рост цен не только не вызывает падение желания купить, а наоборот, его подстегивает. В автосалонах за некоторыми моделями растягиваются очереди. На 2022 год перекинулось ожидание автомобилей импортной сборки», – пояснила эксперт.

Социолог Дарья Щербакова назвала угрозой для Петербурга массовую скупку горожанами автомобилей
wikipedia.org / Andrej Kuźniečyk / CC BY-SA 3.0

Говоря о рынке электромобилей, Дарья Щербакова отметила, что скупать их петербуржцы пока не торопятся, так как ценник на «зеленые» авто достаточно высок: «Электрокары – экспортный товар. Когда он новый – это дорого. Массово горожане не могут позволить себе такую роскошь, ведь стоимость новой электромашины в два раза дороже бензинового аналога».

Отдельно специалист остановилась на секторе подержанных автомобилей, заявив, что тенденции в этом сегменте задает ситуация, сложившаяся на первичном рынке. «Долгое ожидание прельщает не всех покупателей. Машины не старше трех лет выросли по числу продаж в два раза. В свою очередь, это вызывает повышение стоимости. Средняя цена подержанного авто за полгода увеличилась на 19%», – пояснила Щербакова.

Подводя итог, эксперт дала неутешительный прогноз: несмотря на завышенный ценник, массовая скупка автомобилей продолжится. Ведь в современном мире наличие личного транспорта стало необходимым условием качества жизни: «В нашей стране практически нет примеров отката цен назад. Какой бы дорогой ни казалась покупка сегодня, завтра она станет нормой, а послезавтра мы будем вспоминать о ней и жалеть, что не купили так дешево. Кроме того, пока сохраняются дефицит новых машин, нехватка полупроводников, высокая инфляция и государственная поддержка автокредитования, автомобиль будет рассматриваться населением как выгодная инвестиция и продолжит повышаться в цене».

В то же время, как сообщает Щербакова, для Петербурга сложившаяся ситуация грозит существенным увеличением нагрузки на транспортную сеть. «Город на Неве уникален тем, что у нас на тысячу жителей приходится больше авто (416,8), чем в Москве (382,5). Это свидетельствует о недостаточном развитии общественного транспорта. Сдвинуть с мертвой точки проблему призваны в том числе последние поручения президента РФ», – заключила специалист.