Строительством канала через Балтийскую косу Польша прикрывает геополитическую войну с РФ
wikipedia.org  /  Andrzej Otrębski / CC BY-SA 4.0

Польша строит собственный канал через Балтийскую косу в рамках геополитической войны с Россией, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» экономист Антон Смирнов.

Реализация планов председателя правящей партии Польши «Право и справедливость» (PiS) Ярослава Качиньского проложить канал через Балтийскую косу и нанести этим «удар по Москве» приведет лишь к обогащению российских бизнесменов. К такому выводу пришли аналитики польского издания Gazeta Wyborcza.

Авторы публикации в газете указали, что единственный выход из Калининградского пролива находится под суверенитетом России и создание канала в обход Балтийского пролива может стать «символом окончательного преодоления зависимости от Москвы».

«Согласно патетичным тезисам партийной пропаганды, канал на Балтийской косе станет нанесенным по России ударом. Реальность, однако, выглядит совершенно иначе. На канале сколотят состояние россияне. 90% товарооборота порта в Эльблонге, ради которого в первую очередь и строится канал, приходится на Калининградскую область», – пишет газета.

Строительством канала через Балтийскую косу Польша прикрывает геополитическую войну с РФ
ПолитРоссия  / 

История создания канала на Балтийской косе

В 2019 году Польша заявила о намерениях начать строительство канала через Балтийскую косу, чтобы обеспечить доступ своих судов из Балтийского моря в город-порт Эльблонг в обход Калининградского морского канала.

Идея польских властей вызвала шквал негатива не только со стороны жителей Польши, но и со стороны ученых-экологов. Европейский союз не одобрил проект, однако Варшаву это не остановило. Польша подписала договор на строительство канала через Балтийскую косу уже в октябре 2019 года. Новый канал протяженностью 1,3 км и глубиной 5 м соединит Калининградский (Вислинский) залив с Гданьским заливом.

Благодаря ему в морской порт польского Эльблонга смогут заходить корабли длиной до 100 м, шириной до 20 м и осадкой до 4 м. Как утверждают в Варшаве, канал будет построен в полном соответствии с законодательством Евросоюза и экологическими нормами.

Строительством канала через Балтийскую косу Польша прикрывает геополитическую войну с РФ
gov39.ru  / Правительство Калининградской области

Правящая в Польше партия «Право и справедливость» аргументировала необходимость строительства собственного канала тем, что проект нужен для обеспечения национальной безопасности и экономических интересов страны. Экономист Антон Смирнов отмечает, что некогда коммерческий проект превратился в обыкновенную политическую игру: поляки считают, что, построив канал, смогут одержать геополитическую победу над Москвой.

«На мой взгляд, это больше вопрос политики, нежели экономики. Сказать, что строительство собственного канала очень выгодно с экономической точки зрения, – нельзя хотя бы из-за дороговизны самого проекта, окупаться он будет слишком долго, и не факт, что в конечном итоге такое решение окажется выгодным и прибыльным.

Здесь, скорее всего, играют роль непростые взаимоотношения между Россией и Польшей и желание поляков как-то "победить" РФ. Они считают, что таким образом станут независимыми от российских портов и экономических зон, но по факту это совершенно не так», – считает Антон Смирнов.

Строительством канала через Балтийскую косу Польша прикрывает геополитическую войну с РФ
pixabay.com  / 

Дорогое удовольствие

Как известно, стоимость строительства собственного польского канала оценивается в 900 млн злотых, что составляет порядка 237 млн долларов. Экономист Антон Смирнов считает проект экономически провальным из-за несоответствия затрат и окупаемости.

«У Польши давние споры с Россией о проходе кораблей, ведь чтобы пройти в территориальных водах РФ или зайти в порты, необходимо разрешение российской стороны. Да, это может быть долго и не всегда удобно, возможно, из-за каких-то задержек есть и убытки у польской стороны, но это мировая практика, так везде.

Если говорить о целесообразности проекта: длина канала составит около 1,3 км. Цена в 200 с лишним миллионов долларов – это колоссальная стоимость проекта, несоизмеримая с объемом работ. Примерный срок окупаемости – более 400 лет при грузообороте в 1 млн тонн. Давайте еще приплюсуем содержание канала, особенно в зимний период – это еще сотни тысяч долларов в год. Посмотрите на цифры, и вы поймете, что говорить о рентабельности проекта не приходится вовсе. Да и ущербы несоизмеримые получаются: вырубка лесов, вред экологии. Это все назло России делается, других объяснений нет», – подытожил собеседник ФБА «Экономика сегодня».

Строительством канала через Балтийскую косу Польша прикрывает геополитическую войну с РФ
wikipedia.org  / Cliff/CC BY 2.0

Авторы польского издания Gazeta Wyborcza придерживаются схожего мнения: строительство, несомненно, нанесет значительный ущерб природе Польши, разорвав береговую линию Балтийской косы и нарушив местную экосистему.