Развитие Северного морского пути поможет РФ стать ведущим мировым игроком
Федеральное агентство новостей  / 

Развитие инфраструктуры для Северного морского пути (СМП) требует миллиардных вложений, но это позволит России стать лидером мирового рынка, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» экономический обозреватель Александр Баранов.

Президент России Владимир Путин поручил Правительству РФ совместно с госкорпорацией «Росатом» подумать об организации с 2022 года регулярных транзитных грузовых перевозок по Северному морскому пути. Как сообщается на сайте Кремля, задание президента должно быть исполнено до 1 декабря 2021 года.

Севморпуть – двигатель экономики РФ

Как отметил Владимир Путин в своем поручении, ответственным за организацию транзитных грузоперевозок по СМП необходимо обратить внимание на развитие портовой инфраструктуры, обеспечение безопасности судоходства и экономической эффективности перевозок, а также на необходимость гарантии таких перевозок в течение всего года.

Российские законы определяют Северный морской путь как национальную единую транспортную коммуникацию РФ. Нынешние границы Севморпути – от Карских Ворот на западе до мыса Дежнева на Чукотке – определены в Кодексе торгового мореплавания РФ, его протяженность составляет 14 тысяч километров. Как рассказывает экономист Александр Баранов, на акваторию СМП распространяются особые правила судоходства, которые устанавливает Российская Федерация.

«СМП – очень важный торговый коридор, который можно считать международным, потому что по нему может пройти любое судно, даже иностранное. Конечно, на проход корабля необходимо соответствующее разрешение со стороны РФ, но в сравнении с альтернативными путями, которых по сути и нет, получение зеленого света – сущая мелочь», – считает экономист.

Развитие Северного морского пути поможет РФ стать ведущим мировым игроком
wikipedia.org / Общественное достояние

На данный момент документы стратегического планирования, направленные на комплексное развитие СМП, практически не охватывают транспортно-логистическую и промышленную инфраструктуру. Чтобы поручение президента РФ об организации транзитных перевозок было реализовано, необходимо приложить огромные усилия. И речь идет не только о создании нужной базы.

«Предполагаю, что в правительстве задумаются о создании ледокольного флота, если речь пойдет о круглогодичном транзитном коридоре. Но если все инфраструктурные и организационные вопросы удастся решить, Северный морской путь станет новым двигателем российской экономики. Помимо всего прочего, с запуском СМП можно решить задачи по развитию портовой инфраструктуры Дальнего Востока и северо-запада России, включая Мурманский транспортный узел», – констатирует эксперт.

Развитие морской сферы необходимо РФ

Развитие морской сферы, кораблестроения и всех проектов, которые связаны с данным сегментом, является стратегически важной задачей для России, уверен экономист Александр Баранов.

«Во-первых, развитие Северного морского пути нужно РФ для улучшения ситуации на внутреннем российском рынке, в частности по поставкам морепродуктов, рыбной продукции. Во-вторых, когда СМП будет модернизирован и готов для принятия любого судна, большие денежные средства начнут попадать в наш бюджет от иностранных компаний, потому как фирмы начнут чаще пользоваться российским морским коридором. В целом развитие и обустройство СМП хорошо и для экспорта, и для импорта. Водная магистраль сделает Россию ведущим игроком мирового экономического рынка», – отмечает Баранов.

Развитие Северного морского пути поможет РФ стать ведущим мировым игроком
vk.com / ФГУП АТОМФЛОТ

В 2020 году российские власти уже обсуждали расширение границ СМП и включение в них акваторий пяти морей, однако эту идею не удалось реализовать из-за особенностей Кодекса торгового мореплавания РФ. Тем не менее эксперты склоняются к мысли, что Северный морской путь все-таки будет модернизирован, ведь в Кремле серьезно нацелились на эту инициативу.

Экономист Александр Баранов подчеркивает: начинать необходимо с обустройства соответствующей инфраструктуры. Правда, обойдется это в миллиарды рублей.

«Создать практически с нуля необходимую инфраструктуру очень сложно и финансово затратно. Однако при условии полного функционирования водной магистрали корабли, проходящие по нему, будут платить за использование сопровождения ледоколов, за стоянку и прочие услуги. Поэтому в теории можно будет достаточно быстро покрывать расходы», – подытожил собеседник ФБА «Экономика сегодня».