18 +
Поиск

Итальянский учебно-тренировочный самолет M-346 подходит для задач, которые стоят перед Азербайджаном, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» заместитель главного редактора журнала «Арсенал отечества» Дмитрий Дрозденко.

Командующий ВВС Азербайджана генерал-лейтенант Рамиз Таиров заявил, что Баку должен закупить новые боевые самолеты. Военный не уточнил модель, но в СМИ циркулируют отсылки к итальянскому учебному боевому самолету М-346.

Азербайджан давно заявлял о намерении купить новые боевые самолеты. Проходила информация о JF-17 Thunder – китайско-пакистанской машине, которая была создана в начале нулевых на базе производимого в Китае потомка МиГ-21. Теперь речь зашла про M-346, которого в СМИ называют «небесным Феррари» из-за того, что данная машина была закуплена израильской армией.

Сегодня на вооружении Азербайджана стоят советские машины моделей МиГ-29, МиГ-25, Су-24, Су-25: многие из них были закуплены Баку у других бывших республик СССР – Белоруссии, Казахстана и Грузии.

Еще у азербайджанцев имеются чехословацкие машины Aero L-29 и L-39, которые, как и М-346, являются учебно-боевыми самолетами.

Корни Aermacchi M-346 уходят в совместный российско-итальянский проект ОКБ им А. С. Яковлева и L’Alenia Aermacсhi, который из-за разногласий партнеров был закрыт на завершающем этапе разработки. После этого компании выпустили самостоятельные модели учебного боевого самолета, поэтому M-346 и Як-130 являются одноклассниками.

Кроме Италии и Израиля M-346 стоят на вооружении Польши, Сингапура и Туркмении.

«Азербайджан является небольшой страной, для которой такие машины и нужны: небольшие истребители с ограниченным радиусом действия. Истребитель типа Су-27 им не особенно и требуется», - констатирует Дрозденко.

Однако нельзя говорить, что такие самолеты являются истребителями для малых стран – в РФ успешно используется Як-130.

«Як-130 применяется в РФ в качестве учебно-тренировочного самолета. Речь идет о машине двойного назначения. Основная задача – подготовка персонала, а вторая – выполнение функций истребителя», - резюмирует Дрозденко.

Применяться такие машины Азербайджаном могут только в Нагорном Карабахе, где их качеств достаточно для выполнения оперативных задач, но нельзя говорить о том, что их появление качественно изменит существующий расклад сил.

Главный редактор журнала «Национальная оборона», военный эксперт Игорь Коротченко в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» отметил, что необходимо подождать подтверждения этой информации на официальном уровне.

«M-346 действительно является аналогом Як-130. В свое время нами была продана техническая документация, после чего данный проект реализовывался итальянцами при участии других иностранных компаний», - заключает Коротченко.

Перед нами полный аналог Як-130. Самолеты обладают идентичным планером, разве что первый полет Як-130 состоялся в 1996 году, а M-346 – в 2004 году, зато они почти одновременно были приняты на вооружение в начале десятых годов XXI века.

На Як-130 и M-346 стоят разные двигатели и авионика, но машины похожи. Корни проектов уходят во времена СССР. В девяностые-нулевые годы российский ОПК, чтобы выжать, активно сотрудничал с зарубежными компаниями и передавал им решения.

«Ранее Азербайджан проявлял интерес к приобретению либо Су-35, либо МиГ-35. Данная информация была озвучена в 2020 году, были кадры, на которых представители азербайджанских ВВС посещали заводы в России. Поэтому если в планах Баку значится закупка российских истребителей, то логичней стал бы выбор в пользу Як-130», - резюмирует Коротченко.

Як-130 идеально подойдет для первоначального обучения пилотированию на современных российских истребителях поколения 4++.

«Нужно подчеркнуть, что сегодня в рамках армяно-азербайджанского информационного противоборства циркулируют вбросы, а для того, чтобы дать четкую интерпретацию событий, нужно дождаться заявлений должных лиц. Тема военно-технического сотрудничества очень закрыта, поэтому без опоры на официальные источники тяжело все это комментировать», - констатирует Коротченко.